Трамвай – не просто транспорт, а символ городской истории. В Минске он появился 13 октября 1929 года и стал второй системой трамвая в Беларуси (после Витебска) и одной из четырёх ныне действующих в стране.

От конки к электрическому трамваю

До появления электрического рельсового транспорта жители Минска пользовались “конкой” – конно-железной дорогой, запущенной в 1892 году. В начале XX века город задумался о модернизации: в 1911 году Городская дума инициировала проект строительства трамвайных линий. Однако Первую мировую войну и последовавшие революционные события отложили реализацию. 

Когда в 1925 году вопрос вернулся, проект продвигался уже более решительно. Постройка линий, депо и закупка подвижного состава велись в течение нескольких лет. И 13 октября 1929-го по улицам Минска выехал первый электрический трамвай. 

старинный витебск трамвай

В первый день – 13 октября – прошла торжественная церемония на Привокзальной площади перед запуском маршрута. Изначально в эксплуатацию были сданы два маршрута: Товарная станция ↔ Комаровка и Вокзал ↔ Площадь Свободы. В первый же год трамваи перевозили до 18 000 – 19 000 пассажиров ежедневно.

Межвоенный рост

К середине 1930-х Минск уже имел обширную сеть: к 1934 году действовало 7 маршрутов общей длиной около 33 км (в одноколейном исчислении), а парк насчитывал 56 вагонов. К 1939 году сеть развилась до около 36,8 км, парк – до 70 вагонов. В качестве подвижного состава использовались моторные вагоны серии “Х” и прицепные “М”.

Интересный факт: вагоны “Х” – с открытыми площадками и двусторонними дверями – были довольно простыми. Водитель при необходимости переходил с одной площадки на другую вручную.

Военные разрушения и восстановление

С началом Великой Отечественной войны трамвайная сеть Минска оказалась в руинах. Рельсы, депо и контактная сеть были демонтированы или уничтожены. После освобождения города восстановление шло медленно, особенно в 1944–1947 гг. – приходилось заново формировать депо, восстанавливать пути и подвижной состав. Уже к 1948 году в Минске действовало 5 маршрутов, длина линий приближалась к 32 км, а парк насчитывал 67 вагонов.

Золотой век

Пиком развития трамвайной системы можно считать середину XX века – 1950‑70‑е годы. Тогда возводились линии к промышленным районам, заводам, спальным микрорайонам. 

Но уже в советский период трамвай уступал в финансировании троллейбусу и метро. Многие линии закрывались, некоторые маршруты укорачивались или вовсе ликвидировались, особенно в 1970-е и 1980-е годы.

По состоянию на последние годы, трамвай осуществляет около 6,5  пассажирских перевозок в Минске (оценка на 2019 год).

Трамвай

Несмотря на небольшую роль, инфраструктурный застой чувствуется: новые линии практически не строятся, многие участки требуют ремонта. Одной из ключевых проблем является конкуренция с автомобильным движением и ограниченность пространства в узких улицах центра. Трамвай часто оказывается заблокирован машинами, и его средняя скорость страдает.

Есть и спрос на расширение: жители микрорайона Сухарево, например, активно выступали за строительство линии в их район.

Почему трамвай всё ещё нужен

  • Экологичность и устойчивость. Электрический трамвай – один из самых “чистых” видов городского транспорта, особенно в сочетании с зелёной энергией.

  • Высокая пассажировместимость. В час пик трамвай выдерживает большие потоки, которых не справятся автобусы.

  • Инфраструктурный потенциал. Если линии продолжать развивать, они могут стать спинным каркасом за счёт обособленного полотна и чистых маршрутов.

  • Культурная и историческая ценность. Трамвай – часть городской памяти, с фотографиями 1930‑40‑х лет, архивами, музеем вагона.