Сегодня, 30 декабря, в Минске, накануне Нового года, открылись три новые станции метро на третьей, "Зеленолужской" ветке. Таким образом, общее число станций минского метрополитена выросло до 36. А какую станцию можно считать первой, сколько изначально стоил проезд и какую станцию Минск так и не получил? Пользуясь отличным поводом, собрали интересные факты из истории минской "подземки".

метро4.jpg

Метро городу-миллионнику

Метро в Советском союзе, по негласному правилу, строили в городах с населением не менее миллиона человек. Такой отметки столица Беларуси достигла в 1972 году, благодаря этому Минск стал претендентом на строительство метрополитена.

метро7.jpgФото с сайта Минского метрополитена

Первая станция

На это звание может претендовать "Парк Челюскинцев". Именно здесь 16 июня 1977 года забили первую сваю в котлован будущей станции, а 4 ноября на той же площадке стартовала проходка тоннеля.

метро1.jpgФото с сайта Минского метрополитена

Проезд 5 копеек

Метростроевцам понадобилось семь лет, чтобы построить первую ветку метро. Она проходила под нынешним проспектом Независимости.

Официальное открытие состоялось 29 июня 1984 года, в канун 40-й годовщины освобождения Минска от немецких захватчиков в годы Великой Отечественной войны. В день открытия проезд был бесплатным, но уже на следующий пассажирам надо было платить за это 5 копеек.

На момент открытия минское метро стало девятым в СССР после Московского, Ленинградского, Киевского, Тбилисского, Бакинского, Харьковского, Ташкентского и Ереванского.

На первой линии не хватает одной станции

Начиналась первая ветка минского метро с восьми станций. После этого линия еще четырежды продлевалась, и на сегодня включает в себя 15 станций.

А могло быть 16. Изначально еще одну станцию хотели строить возле здания КГБ и назвать "Комсомольской". Но в итоге все же отказались от этой идеи, так как тогда бы перегоны между "Октябрьской" и "Площадью Ленина" были слишком короткими. Да и пассажиропоток прогнозировали там низкий.

метро2.jpgРанняя схема метрополитена. Фото с сайта телеканала СТВ

Однако метростроевцы заверяют, что тоннели в этом месте соорудили таким образом, чтобы при необходимости станцию можно было потом построить без остановки движения по этой линии.

"Такой опыт есть в Советском Союзе. Так в Москве была построена станция "Войковская" – тоже в действующем метрополитене, без снятия движения", – рассказывал ранее телеканалу СТВ заместитель главного инженера ОАО "Минскметропроект" Валерий Чеканов.

А вот вторую линию метро, наоборот, открыли без одной станции – "Первомайской". Ее строительство осложнялось из-за протекающей рядом Свислочи, и потому ее ввели в строй лишь в мае 1991 года. Хотя в целом первая ветка официально заработала еще 31 декабря 1990-го. Первоначально она шла от "Тракторного завода" до "Фрунзенской". Ну а потом построили еще восемь станций.

Третью ветку запустили в ноябре 2020 года, она стала одной из самых инновационных частей минского метро. Начали с четырех станций, на сегодня их уже семь. В дальнейших планах – пустить эту ветку в сторону Зеленого Луга и построить еще четыре станции – "Профсоюзная", "Переспа", "Комаровская" и "Парк Дружбы Народов".

В отдаленных планах – появление четвертой линии из 17 станций, ее трасса будет дублировать второе автотранспортное городское кольцо. 

метро3.jpg

Самые-самые

Ну и куда ж без рекордов:). Самой глубокой станцией Минского метро считается "Юбилейная площадь" – более 25 метров.

Самый длинный перегон между станциями "Пролетарская" и "Тракторный завод" – почти 2,2 км, а самый короткий – между "Купаловской" и "Немигой, только 800 м.

Наиболее загруженные станции – "Площадь Ленина" и "Каменная Горка". А вот на "Вокзальной" самый широкий перрон – 16 метров.