Президент Беларуси Александр Лукашенко в интервью российскому журналу “Разведчик” прокомментировал признания экс-канцлера Германии Ангелы Меркель и бывшего президента Франции Франсуа Олланда о том, что минские соглашения 2015 года были лишь способом выиграть время для Киева (об этом Олланд и Меркель говорили в конце 2022 года). По словам Лукашенко, такой подход объясняет, почему американский лидер Дональд Трамп не хочет видеть европейских лидеров за столом переговоров России и Украины.

“Было неожиданно, но не удивительно, – сказал Лукашенко. – Неожиданно, потому что от политиков такого уровня все же ждешь какой-то последовательности, серьезности, основательности ... Ничего нового. Они привыкли врать, это их стиль”.
Президент заявил, что переговоры в Минске готовили “искренне”, они длились 17 часов без сна, с эмоциональными спорами и с желанием восстановить мир. “Мы старались думать о Западе, как об ответственном партнере. Иначе в чем смысл выхода на переговорную площадку такого уровня? Да, мы рассчитывали, что подписанные в Минске договоренности заложат прочную основу для долговременной стабилизации”, – продолжил он.
По видению главы государства, Меркель и Олланд в 2015 году “приехали усыпить нашу бдительность, накопить сил и подкинуть поленьев в украинский костер”. “Так чего же вы сегодня обижаетесь, что Трамп вас не приглашает? Зачем ему общаться с политиками, репутация которых ниже плинтуса”, – заявил Лукашенко.
Он считает, что президенту США нужны “и партнеры, и оппоненты, с которыми он будет говорить на равных”. “А на равных – это уже с другими лидерами. Это страны ШОС, БРИКС. Формируется серьезный противовес старым структурам. И этот маховик не остановить, новые центры силы набирают политический вес”, – сказал Лукашенко.
Он также сослался на инициативы председателя КНР Си Цзиньпина, который, по его словам, предлагает “управление на основе равноправия и справедливости”. Лукашенко подчеркнул, что такие подходы способны восстановить доверие, “утраченное из-за авантюр Евросоюза”.
“Мирным переговорам по Украине нет альтернативы. Но это должен быть открытый и уважительный диалог, который позволит найти компромисс с учетом интересов всех сторон конфликта”, – считает Лукашенко.
Он также рассказал о телефонном разговоре с Трампом: “Говорили и об Украине. Я изложил Трампу свое видение, свою точку зрения. Он ее выслушал. Скажу прямо: Трамп говорит жестко, без дипломатической шелухи. С ним можно не соглашаться, спорить, но ты понимаешь его позицию. И это более ценно, чем десятки европейских деклараций, где каждое слово завернуто в красивую дипломатическую обертку, но при этом ничего не значит”.
О чем говорили Меркель и Олланд
В декабре 2022-го в интервью германской газете Die Zeit Меркель назвала заключение минских соглашений “попыткой дать Украине время для того, чтобы стать сильнее”. По ее словам, “всем было ясно”, что конфликт заморозили и проблему не решили, “но именно это дало Украине бесценное время”, передавал тогда ТАСС.
“Да, Ангела Меркель была права на этот счет, – сказал позже в интервью изданию Kyiv Independent Олланд. – С 2014 года Украина усилила свой военный потенциал, она стала совсем другой, нежели в 2014 году. Она стала лучше обучена и оснащена. Заслуга минских соглашений в том, что они предоставили украинской армии такую возможность”.