“Ласковый май” – одна из самых культовых и противоречивых групп в истории советской и российской эстрады. В конце 1980-х годов она ворвалась в музыкальную сцену с наивно‑романтическими песнями, мгновенно ставшими символом новой волны в поп‑музыке. В момент рождения проекта он рассматривался как временный, но то, что произошло позже, сделало “Ласковый май” символом целой эпохи.

Ласковый май

“Ласковый май” как культурное явление

Когда в 1986 году группа появилась на музыкальной сцене, она сразу привлекла внимание необычной для того времени легкости и искренности. Группа соединила поп‑музыку с элементами романтической лирики, что стало свежим дыханием в угрюмой и пропагандистской эстраде конца 80-х. Их песмни о любви, дружбе и светлом будущем в тандеме с открытыми, еще детскими лицами и в сопровождении беззаботной музыки сразу же нашли отклик у подростков и молодежи.

“Белые розы” и “Седая ночь”, стали гимнами для целого поколения. Они были полны такой щемящей наивной романтики и надежд, что стали контрапунктом тяжелой политической атмосферы того времени.

Особого драматизма и остроты добавляло то, что коллектив состоял из детей-сирот. Такое в обществе всегда принималось “навзрыд”.


Однако, все проходит. Жадная до романтики публика насытилась, волна схлынула. На сцену пришли новые звезды. Казалось бы, “Ласковый май” – всё.

Так вот нет.

Возвращение Юрия Шатунова

Концерт ансамбля Ласковый май, фото Роберт Нетелев, TASS

Юрий Шатунов, безусловно, стал самой яркой звездой “Ласкового мая”, поэтому неудивительно, что спустя годы забвения возвращение в 2000-х на сцену его и некоторых бывших участников группы встретили с восторгом. К поклонникам поколения 1970-80-х присоединилась волна новой молодежи. Странно? Вовсе нет, запрос на легкость и романтику – это всегда про молодежь. А у “Ласкового мая” того и другого хоть отбавляй.

И вот возвращение Шатунова стало настоящим культурным феноменом. Ренессанс популярности “Ласкового мая” в конце 90-х и начале 2000-х был, по сути, продолжением волны ностальгии по “светлому прошлому”, которое олицетворяли их песни. Несмотря на отсутствие новых хитов, публика повалила на все еще не забытое старое – было организовано несколько успешных туров. По радио снова крутили “Розовый вечер”.

Юра Шатунов 

Ложка дегтя не заставила себя ждать. Возвращение Юры обострило нерешенные и вновь возникшие проблемы с бывшими участниками группы, вопросы авторского права, гонораров и прочие недоговоренности.

Скандалы и конфликты с Разиным

Андрей Разин

Как бы ни было приятно вспоминать о возвращении группы, за ее успехами стояли не только творческий взлет, но и серьезные финансовые и юридические баталии, связанные с правами на наследие “Ласкового мая”. Одним из самых серьезных участников данных вопросов стал продюсер Андрей Разин, который и в 80-х, и в 2000-х сыграл ключевую роль в жизни коллектива.

Разин всегда был фигурой противоречивой, и его действия, как продюсера, часто критиковали.

Помните, как в разгар бешеной популярности “Ласкового мая” по Союзу начали гастролировать не одна, а одновременно несколько составов группы. Такими гастролями управляли различные продюсеры и представители концертных организаций, зачастую без участия оригинальных участников коллектива. Это Разин умело использовал успех группы и создал несколько подделок, чтобы побольше заработать на “бренде”. Ну, а что – публика до поры не замечала подмены и заполняла стадионы. А потом скандал.

Еще один громкий скандал произошел в связи с правами группы и наследием лидера коллектива. После смерти Юрия Шатунова в 2022 году его семья вступила в юридические споры с Разиным за права на музыку. Суд признал, что наследники Шатунова имеют права на популярные хиты группы, такие как “Белые розы”, и это серьезно ударило по позиции Разина.

Затем в 2023 году он не приехал на открытие на Троекуровском кладбище в Москве памятника Шатунову. Этот факт вызвал бурю недовольства и вопросы в прессе и у поклонников. Сам Разин объяснил свое отсутствие “деловыми обстоятельствами” и “проблемами с графиком”, но критики восприняли эту версию как личную обиду и неуважение к памяти артиста. Более того, это лишь усугубило растущее недовольство по поводу отношений продюсера с семьей Шатунова, особенно после того, как в судах решилась судьба прав на музыкальное наследие группы.

А сейчас Разин оказался в центре целого уголовного дела – его обвиняют в мошенничестве. Инкриминируют использование поддельных документов и присвоении выплат, которые должны были поступать автору песен “Ласкового мая” Сергею Кузнецову. Разин объявлен в розыск.

Трагедия Шатунова и ее последствия

Эпоха легких хитов и песен о несчастной любви “Ласкового мая” ушла в прошлое. Вместо этого с именем группы связаны юридические баталии, финансовые споры и судебные разбирательства за наследие.

Тем не менее, песни-то живут. Как и поколение, на них выросшее.

И, давайте вместе: “И снова седая ночь, и только ей доверяю я-я-я… Знаешь, седая ночь, ты все мои та-а-а-а-а-йны…”.