Представьте, что интернет – это гигантский мегаполис. У каждой “квартиры” здесь есть свой адрес – IP, что-то вроде ул. Цифровая, дом 192.0.2.1. Но жить в таком городе было бы мучением: попробуй запомни адрес соседа по работе из 12 цифр! Например, www – звучало бы как 197.168.0.1:80. “Запомнить нельзя записать” – поставьте запятую сами.
Поэтому человечество придумало вывески – доменные имена. Гораздо удобнее сказать: “Забей в навигатор google.com” вместо “подъезд 142.250.74.78, квартира справа”.
И вот тут на сцену выходит ICANN – главный “адресный стол” интернета. Это не министр, не корпорация и даже не строгая бабушка-консьержка. Это независимая некоммерческая организация, созданная 18 сентября 1998 года в США. Ее появление было связано с необходимостью навести порядок в системе доменных имен и IP-адресов: до этого все держалось на контрактах с американским правительством и университетскими проектами. ICANN взяла на себя международное управление – так интернет стал по-настоящему глобальным.
Сегодня ICANN координирует работу DNS (системы доменных имен), распределяет IP-адреса и решает, кому достанутся новые доменные зоны вроде .shop или .app. При этом организация работает по принципу “многосторонней модели” – в принятии решений участвуют государства, IT-компании, провайдеры, инженеры и даже обычные пользователи. ICANN не владеет интернетом и не может “выключить его по кнопке”, но без ее правил и координации сайты бы просто перестали открываться одинаково по всему миру.
Но не все так гладко
ICANN не раз критиковали. До 2016 года организацию упрекали в том, что контроль над ней фактически оставался у США (через Министерство торговли). Это давало почву для разговоров, что интернетом управляет “дядя Сэм”. Но в 2016 году функции перешли к международному сообществу – теперь ICANN официально независима и подотчетна не одному государству, а целой сети заинтересованных сторон. Тем не менее, споры вокруг прозрачности и влияния “больших игроков” (Google, Amazon и др.) продолжаются.