Читатель Smartpress.by Николай спрашивает: “Не понимаю до конца, когда велосипедистам нужно спешиваться, а когда нет?”

Разбираем по пунктам. 

Велосипедисты

Новые ПДД

С 1 сентября 2025 года в Беларуси действуют новые правила дорожного движения. Одно из важных изменений касается велосипедистов и водителей средств персональной мобильности (СПМ): в большинстве случаев они должны пересекать проезжую часть, спешившись. Но есть исключения.

Когда можно не спешиваться?

Согласно пункту 150 ПДД, есть три случая, когда велосипедистам не нужно спешиваться. Объясняем каждый.

Велосипедный переезд с транспортным светофором

Если на переходе установлен специальный велосветофор, то можно ехать, не слезая с велосипеда. Главное – соблюдать сигнал светофора.



В сентябре министр внутренних дел Иван Кубраков заявил, что в Минске станет больше велосветофоров. Однако, поскольку их установка занимает время, было принято решение временно использовать специальные информационные таблички.

Велотаблички

Их размещают на тех участках, где нет конфликта между велосипедным и автомобильным движением. Первые велосветофоры и таблички уже начали устанавливать на проспектах Независимости и Победителей.

светофоры

Велодорожка вдоль проезжей части

Если велодорожка проходит вдоль проезжей части (не далее 1 метра от правого края проезжей части дороги), велосипедист может пересекать перекресток, не спешиваясь. Но при этом он обязан строго соблюдать все дорожные знаки и сигналы светофора, действующие на этом участке.

Выдержка из ПДД: велосипедист и водитель средства персональной мобильности обязаны руководствоваться требованиями транспортных светофоров или регулировщика для транспортных средств, а на нерегулируемом перекрестке – правилами проезда нерегулируемых перекрестков и дорожными знаками приоритета.



Движение по тротуару или обочине

Еще одно исключение – движение по тротуарам или обочинам, особенно в сельской местности. Там часто встречаются выезды из жилых зон каждые 20–30 метров, но без пешеходных переходов и велопереездов. В таких случаях велосипедистам разрешено ехать не спешиваясь, но при этом они обязаны уступать дорогу транспорту.


Важно: в ГАИ подчеркивают: даже если в конкретной ситуации велосипедисту или водителю электросамоката разрешено не спешиваться, необходимо заранее снизить скорость, убедиться в безопасности и пересекать проезжую часть медленно – с темпом, сопоставимым с шагом пешехода.



За нарушения накажут?

Нарушение ПДД велосипедистами и пользователями средств персональной мобильности (СПМ) влечет административную ответственность по статье 18.20 КоАП.

В первый раз может быть вынесено предупреждение, но при повторных нарушениях предусмотрен штраф от 1 до 3 базовых величин (1 базовая – 42 рубля).

Если человек был в состоянии опьянения – от 3 до 5 базовых. Если из-за его действий возникла аварийная ситуация (например, он резко выехал на переход и заставил водителя изменить траекторию) – штраф составит от 3 до 8 базовых.
При причинении легких телесных повреждений или самовольном оставлении места ДТП – от 5 до 20 базовых величин.

Если нарушителем оказался несовершеннолетний, дело рассмотрит комиссия по делам несовершеннолетних, а родители могут быть привлечены к ответственности.

Почему ввели новые правила?

По данным МВД, за последние два года в Беларуси произошло около 900 ДТП с участием велосипедистов и пользователей СПМ. В 2024 году погибло четыре человека, в первом полугодии 2025-го – три. 

Велосипед ДТП

За первые дни действия новых ПДД, по словам министра внутренних дел Ивана Кубркова, количество ДТП с пострадавшими сократилось вдвое, ни один велосипедист не погиб.

Задать вопрос в нашу рубрику “Мы выяснили” очень просто: заходите в чат-бот (@smartinf_bot), спрашиваете, а мы разбираем ваш вопрос. Ответы публикуем по вторникам и четвергам с 17:00 до 18:30 на сайте и в нашем Telegram-канале.