В одной из предыдущих публикаций Смартпресс рассказывал, что в Беларуси правовые отношения, между потребителями и продавцами, изготовителями товаров, лицами, которые оказывают услуги, регулирует закон "О защите прав потребителей".

А сегодня адвокат Минской коллегии адвокатов, медиатор Антон Гриневич разъясняет, кто может вам помочь, если вам продали некачественный товар, услугу, обманули и т.д..

Антон Гриневич.png 

МАРТ

Основную роль здесь играет Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ). Именно оно координирует деятельность других госорганов в области защиты прав потребителей.

В целом министерство выявляет случаи нарушения законодательства, направляет предписания об устранении выявленных нарушений, дает разъяснения законодательства о защите прав потребителей. Кроме того, Министерство вправе обратиться в суд с иском о защите прав неопределенного круга потребителей.

"Например, служба такси не соблюдает требования о размещении информационных табличек в автомобилях, тем самым нарушая право на информацию любого гражданина, который решит воспользоваться услугами перевозчика", — отметил Гриневич.

Местные власти

На вашу защиту могут встать местные исполнительные и распорядительные органы. Исполкомы и администрации районов рассматривают обращения, в пределах своей компетенции направляют предписания недобросовестным субъектам хозяйствования с требованием устранить нарушения в потребительской сфере, восстановить ваши права как потребителя во внесудебном порядке, направляют материалы в правоохранительные органы для составления протоколов об административных правонарушениях или возбуждения уголовных дел, и, при необходимости, инициируют судебные разбирательства.

Если в интересах потребителя в суд обращается исполком, то, в случае удовлетворения исковых требований, суд взыскивает в местный бюджет штраф в размере 100% суммы, присужденной в пользу пострадавшего.

"Например, человеку продали некачественный товар стоимостью 100 рублей. Продавец провести экспертизу качества товара отказался, а требование о возврате денег проигнорировал. Потребитель обратился с жалобой в исполком, а исполком — в суд. В результате рассмотрения спора суд удовлетворяет требования потребителя в полном объеме. В таком случае с продавца будут взысканы 200 рублей: 100 рублей в пользу потребителя и 100 рублей в пользу местного бюджета. Получается, нежелание продавца разобраться с ситуацией будет для него стоить в два раза дороже, чем он мог изначально предполагать", — пояснил адвокат.

Общества защиты прав потребителей

Проводить экспертизу товаров имеют право и общества защиты потребителей. Они же дают бесплатные консультации по вопросам защиты прав, обращаются к продавцам с досудебными претензиями в интересах конкретного потребителя и подают иски в суд.

Суд

Решились идти в суд самостоятельно — берите адвоката. Если выиграете, расходы компенсирует суд за счет проигравшей стороны.

Адвокаты оказывают юридическую помощь на этапе досудебной подготовки при направлении досудебных претензий, обращений с требованиями о проведении экспертизы качества товара, представляют ваши интересы в ходе проведения экспертизы, а также защищают ваши интересы в ходе судебного разбирательства.

А деньги? При удовлетворении требований потребителя суд может возложить расходы на адвокатскую помощь на проигравшую сторону.

Как подготовиться к суду?

Перед тем как обращаться в суд, нужно понять, какие требования вы как потребитель можете предъявить к недобросовестному продавцу (если вам продали некачественный товар).

По закону вы вправе требовать решить проблему по своему выбору. Вариантов несколько:

  • замена некачественного товара на качественный;

  • соразмерное снижение покупной цены некачественного товара;

  • незамедлительное и безвозмездное устранение недостатков товара;

  • возмещение расходов по устранению недостатков товара.

Кроме того, можно требовать расторжения договора розничной купли-продажи и возврата уплаченных денег.

Замена товара

Если вы хотите товар заменить, продавец должен это сделать незамедлительно, а при необходимости дополнительной проверки товара — в течение 14 дней. Если у продавца аналогичный товар отсутствует, то срок замены может составлять 1 месяц с момента обращения потребителя. В данном случае потребителю при его согласии должен быть предложен во временное пользование товар другой марки, модели, типа.

Снижение цены

Соразмерное уменьшение покупной цены товара предполагает, что вы, указав продавцу на недостатки товара, можете оставить его себе, но вернуть часть уплаченных денег.

Устранение недостатков

Требование об устранении недостатков товара, как правило, связано с техническими сложными товарами, например, строительными инструментами или техникой. Продавец обязан отремонтировать некачественный товар в течение 14 дней с момента обращения потребителя, либо в течение 30 дней, если быстрее устранить недостатки не получается. При этом потребитель должен согласиться на увеличение сроков.

Возмещение расходов на ремонт

Возмещение расходов потребителя по устранению недостатков товара предполагает, что вы были вынуждены самостоятельно ремонтировать некачественный товар, в связи с чем понесли определенные убытки. Сумма расходов, подтвержденная соответствующими документами, может быть выплачена продавцом.

Расторжение сделки

Самое популярное требование потребителей, которое встречается в рознице, — расторжение договора купли-продажи, возврат уплаченных за него денег. По общему правилу, расчеты с потребителем при возврате уплаченной за товар суммы осуществляются в той же форме, в которой производилась оплата товара. Т.е., если расчет производился по карте, то на карту и должны вернуть деньги.