30 июня 1898 года в Витебске впервые по узким рельсам прошел электрический трамвай — на год раньше Москвы и за девять лет до Петербурга. Город с населением менее 70 тысяч стал первой точкой на карте Беларуси, откуда началась эпоха городского электротранспорта.
Французский инвестор и витебская смелость
История началась с договора между витебской городской управой и французским предпринимателем Фернаном Гильёном, подписанного в 1896 году. По условиям соглашения, он взял на себя постройку электростанции, депо и линий, а также эксплуатацию трамвая сроком на 40 лет. Через два года по улицам Витебска прошли первые вагоны.
Для запуска трамвайной системы в городе построили электростанцию на 425 кВт — она не только питала трамвай, но и впервые обеспечила централизованное электрическое освещение зданий города: театра, суда, гостиниц. Сам проект стал символом технологического скачка на стыке веков.
Первый маршрут, первые вагоны и музыка в салоне
Первая линия длиной около 5 км прошла от вокзала к центру города. В депо поступили 12 моторных и 8 прицепных вагонов. Скорость движения — около 12 км/ч. Вагоны украшались флагами, а в первый рейс звучал специально написанный "Трамвайный марш" композитора Отто Крамера.
В каждом составе могло ехать до 40 человек. Уже в первый год трамвай перевез более 1,3 миллиона пассажиров — колоссальный успех, который сделал электротранспорт не диковинкой, а привычкой.

Билет за 5 копеек: дорого ли это было?
Билет стоил 5 копеек за сидячее место и 3 — за стоячее. Средняя месячная зарплата мужчины-рабочего тогда составляла 14 рублей 16 копеек, женщины — 10 рублей 35 копеек. Проезд стоил около 0,35 % от мужской зарплаты. Чтобы заработать на 100 поездок — нужно было трудиться один-два рабочих дня. Это был вполне доступный транспорт, который позволял пользоваться трамваем ежедневно.
Транспортный прорыв
Грузовой трамвай в промышленном районе Витебска. Фото Смартпресс.Это был прорыв — для всего региона, не только для Витебска. Время, когда трамвай ещё считался "чудом техники", здесь он уже стал рутиной.
Трамвай изменил городскую среду, связал районы, дал новое представление о расстояниях и скорости.
Сегодня в Витебске работает музей истории трамвая. Здесь можно увидеть билеты по 3 копейки, рельсы конца XIX века и старинные модели вагонов. Трамвай из ретро стал культурным артефактом — и остается символом технологической смелости.

Ставка сыграла
120 лет назад Витебск сделал ставку на электричество и не прогадал. Первый трамвай стал началом новой городской культуры: регулярной, массовой, доступной. Сегодня трамваи уже не удивляют, но запуск 1898 года остаётся примером того, как провинциальный город может опередить время и задать движение — буквальное и символическое.