Унитаз в самолете — источник не только громкого звука, но и множества вопросов. "Свууурп", который сопровождает нажатие кнопки смыва, пугает даже тех, кто летает часто. А все из-за давления — или, точнее, разницы давлений на борту.
Как объяснил аэрокосмический инженер Билл Кроссли, глава Школы аэронавтики и астронавтики Университета Пердью, при полете на высоте давление внутри салона выше, чем снаружи. "Когда вы смываете, вы фактически открываете клапан между салоном и баком, где давление гораздо ниже. Именно этот перепад "высасывает" содержимое чаши", — сказал он в интервью Popular Science.

В этом и состоит простота и гениальность системы: никаких насосов, просто физика. Правда, на земле без насоса не обойтись — до достижения необходимой высоты смыв работает за счет вакуумного насоса.
Система была запатентована в 1975 году и почти не изменилась с тех пор. Тем не менее, конструкции унитазов в разных самолетах различаются. В одних все туалеты подключены к одному баку, в других — к нескольким. Конфигурация труб также варьируется: где-то проще, где-то сложнее.
Особый интерес вызывает система в Lockheed TriStar — авиалайнере 1968–1984 годов. "На этом самолете была сложная логика смыва: передний и задний баки, три насоса, и блок управления, который по очереди "давал команду" на смыв. Все это ради туалета", — вспоминает бывший инженер Найджел Джонс.
До внедрения вакуумной системы в самолетах использовались химические унитазы — аналогичные тем, что стоят в биотуалетах. Именно из таких систем родился термин "голубой лед": отходы, замерзшие на высоте и выпавшие где-то на землю.
Сегодня такие системы почти исчезли. Они сохранились лишь на малых частных самолетах, где вакуумный туалет устанавливать невыгодно. На остальных — только вакуум. "Это идеальная система для самолета: безопасная, надежная и легкая", — резюмирует Кроссли.
Современные авиалайнеры проектируются с учётом минимального веса и максимальной надежности, и даже такая "мелочь", как туалет, не становится исключением.