5 августа отмечается Международный день светофора. Эта дата выбрана не случайно - именно в этот день в 1914 году в американском Кливленде появился первый электрический светофор. Однако история этого незаменимого устройства регулировки дорожного движения началась гораздо раньше и полна интересных фактов.

Светофор

Первые попытки регулировки движения

Еще до массового появления автомобилей улицы крупных городов были переполнены конными экипажами, что создавало хаос. Первую попытку систематизировать движение предприняли в Лондоне в 1868 году. Инженер Джон Пик Найт, специализировавшийся на железнодорожных семафорах, установил возле здания парламента необычное устройство - газовый светофор с двумя цветами: красным (“стоп”) и зеленым (“можно ехать”).

Этот механизм управлялся вручную полицейским, но просуществовал недолго - через месяц газовый фонарь взорвался, ранив регулировщика. После этого инцидента проект свернули, а идею забыли почти на полвека.

Электрическая революция

С развитием автомобильной промышленности проблема дорожного движения обострилась. В 1914 году в Кливленде (США) появился первый электрический светофор. Он имел два сигнала - красный и зеленый, а также издавал громкий звук при переключении.

Светофор

Значительное усовершенствование произошло в 1920 году в Детройте, где полицейский Уильям Поттс добавил третий сигнал - желтый. Это нововведение позволило водителям заранее подготовиться к остановке.

Почему именно эти цвета?

Красный цвет был выбран для сигнала “стоп” не случайно. Он имеет самую длинную волну в видимом спектре, что делает его хорошо заметным в любых погодных условиях, включая туман и дождь. Кроме того, исторически красный ассоциируется с опасностью.

Желтый цвет, означающий “внимание”, был добавлен позже. Его яркость и контрастность позволяют эффективно привлекать внимание участников движения.

Зеленый цвет заменил первоначально использовавшийся белый, который часто путали с уличным освещением. Зеленый ассоциируется с безопасностью и свободой движения.

Расположение сигналов

Стандартное вертикальное расположение цветов (сверху вниз: красный, желтый, зеленый) было выбрано по нескольким причинам. Во-первых, такая последовательность помогает людям с нарушением цветового зрения - они могут ориентироваться по положению сигнала. Во-вторых, это обеспечивает лучшую видимость на фоне городской среды.

Светофор Япония

В некоторых странах, например в Японии, встречаются горизонтальные светофоры. Это решение связано с повышенной сейсмической активностью - такие конструкции более устойчивы при землетрясениях.

Необычные светофоры мира

В Берлине сохранился культовый символ - светофорный человечек Ампельман, созданный в ГДР. После объединения Германии его планировали заменить на стандартный символ, но благодаря протестам жителей он остался и стал популярным сувениром - есть даже целый магазин с мерчем Ампельмана.

Берлинский ампельман

В Праге можно встретить светофоры с необычным изображением - вместо стандартного силуэта пешехода там изображен шатающийся человек. Это своеобразное напоминание о вреде пьянства за рулем.

В ОАЭ в пустынных районах установлены специальные светофоры для верблюдов. Они крупнее обычных и расположены ниже, чтобы быть заметными для этих животных.

Где светофоры не прижились?

В некоторых итальянских городах до сих пор предпочитают живое регулирование движения с помощью полицейских. На небольших островных государствах, таких как Тувалу, светофоры вообще не используются из-за малого количества транспорта.