По данным демографического исследования, даже в странах с сильной экономикой (например, Швеции, Норвегии, Дании) никакая финансовая поддержка населения не является основным стимулом для рождения детей — рождаемость падает.
В Беларуси за последние 20 лет положительно рекордным в этом плане стал 2015-й год. Тогда в нашей стране родилось 119,5 тысяч детей. Дальше ситуация ухудшалась. По словам заместителя директора РНПЦ "Мать и дитя" по акушерству и гинекологии Елены Гошкевич, мы имеем каждый год падение рождаемости приблизительно на 10%. "И в 2019-м, и в 2020-м, и в 2021-м, и в 2022-м. И в 2023-м мы ожидаем те же минус 10 %", — говорила она в октябре 2023 года.
В Беларуси налажена целая система поддержки матерей и семей с детьми, в том числе льготное строительство жилья, пособия на детей и другие социальные выплаты и гарантии. Неужели, этого мало, и что все же может стать главным стимулом для повышения рождаемости в Беларуси?
На пресс-конференции в Минске сегодня "Смартпресс" задал этот вопрос протоиерею Павлу Сердюку – настоятелю прихода храма святителя Николая Японского города Минска, председателя Синодального отдела по вопросам семьи, защиты материнства и детства Белорусской православной церкви.
"Меры финансово-экономического стимулирования нигде в мировой практике не привели к кардинальному изменению демографической ситуации", — согласился он. И добавил, что выбор рожать или нет, связан, по его личному мнению, с ценностями белорусов.
"Если ждать каких-то изменений в демографической ситуации, нужно прежде всего обратить внимание на ту сферу общества, которая формирует смыслы в жизни. И это сфера культуры. В том числе, это и медиа-контент — продукт, который потребляет наше общество", — высказался протоиерей.
Павел Сердюк — сам многодетный отец — у него их пятеро. "Что мне дает это количество детей? Я стараюсь поспевать за современной повесткой. Мне приходится вникать, хотя бы для того, чтобы понимать их вокабуляр, их сленг. И мы видим, что медиаконтент сегодня агрессивно противостоит традиционным ценностям", — считает он.
В этой связи представитель БПЦ отметил, что нужно говорить об информационной гигиене, о том, как себя духовно сохранять и не быть жертвой манипуляций. "И, думаю, нужны шедевральные фильмы, шедевральные ролики. Нужны лидеры мнений, которые будут показывать не количество имеющихся у них дома модных кроссовок, а показывать пространство своей семьи. Это все просветительство, создание некого интеллектуального тонуса в обществе", — резюмировал Сердюк.