Он бросил престижный университет ради лесного бизнеса, но однажды увидел полет аэроплана и влюбился в небо. Эта любовь стала началом большой империи.

Миллионер, который хотел летать

Уильям Боинг

Уильям Эдвард Боинг родился 1 октября 1881 года в Детройте. Его отец, выходец из Германии, заработал состояние на добыче полезных ископаемых и лесозаготовках. После его смерти юный Уильям получил внушительное наследство, с которым мог бы просто жить в роскоши. Но решил, что это скучно.

Боинг поступил в Йельский университет, но в 1903 году его бросил и занялся лесным бизнесом на северо-западе США.

Все изменилось для него и для мира, когда молодой человек увидел полет аэроплана. Вдохновившись идеей покорения неба, он стал брать уроки у авиапионера Гленна Мартина. Того самого (в будущем) основателя компании Martin Aircraft, которая позже сольется с Lockheed.

Боинг приобрел самолет, но быстро понял: он может сделать авиамашину получше.

Первый взлет

гидросамолет Боинга

В 1916 году в Сиэтле он основал Pacific Aero Products Co. и вместе с инженером Конрадом Вествертелом построил свой первый гидросамолет B&W. Год спустя компания получила новое имя – Boeing Airplane Company.

Вскоре его самолеты начали использоваться для доставки почты, а затем и пассажиров. Компания расширялась стремительно, особенно благодаря заказам от американского правительства в годы Первой мировой войны.

Уильям Боинг (справа) и летчик-испытатель Эдди Хаббард

Империя под прицелом

Пассажиров Boeing Model 80A обслуживали первые «стюардессы»

К концу 1920-х Боинг превратился в одну из ключевых фигур авиационной индустрии США. Его холдинг United Aircraft and Transport Corporation объединил производителей, авиалинии и сервисные структуры. Однако в 1934 году по антимонопольному закону структура была принудительно разделена на три части.

корпорация Боинг

После этого Уильям Боинг ушел из авиации. Он занялся недвижимостью и сельским хозяйством. Умер он в 1956 году, за несколько дней до своего 75-летия. Но его имя стало символом прогресса и инноваций.

От Dreamliner до кошмара

Сегодня Boeing – один из крупнейших производителей авиационной и космической техники в мире. Но последние годы стали для компании чередой скандалов и кризисов.

В 2018 и 2019 годах произошли две катастрофы с Boeing 737 MAX, в которых погибли 346 человек. Расследования показали: причиной стала ошибка в системе MCAS и недостаточный контроль качества. Самолеты этой модели были временно отстранены от полетов по всему миру.

Boeing 737-8 MAX

Ситуацию усугубили последующие инциденты. В январе 2024 года у рейса Alaska Airlines 1282 в полете отвалился дверной плаг – часть фюзеляжа. Национальное управление по безопасности на транспорте (NTSB) обвинило Boeing в недостаточном надзоре на производстве.

Катастрофы с боингами происходили в декабре 2024 и в июне 2025 года.

В июне 2025 года FAA – федеральный регулятор – частично вернул компании право сертифицировать собственные самолеты, но сохранил ограничения: не более 38 единиц в месяц.

Уроки корпоративной культуры?

Boeing 737 — самый массовый гражданский самолет в мире

Что пошло не так с гигантом, символом американской инженерной мысли? Эксперты указывают: главной причиной стала корпоративная культура, ориентированная на прибыль и срыв сроков в ущерб безопасности. В отчетах фигурировали и запугивание инженеров, и попытки скрыть бракованные детали. Не помог даже штраф в 3,1 млн долларов – сенаторы США сочли его слишком мягким.

Сейчас Boeing готовит замену 737 MAX, ведет переговоры с Rolls-Royce о новых двигателях и старается вернуть доверие клиентов. Но тень прошлого висит над корпорацией, построенной человеком, который когда-то просто хотел сделать лучший самолет.