Анализ более 100 тысяч устных экзаменов в итальянских университетах показал: шанс успешно сдать испытание выше всего между 11:00 и 13:00. К такому выводу пришли исследователи из Университета Мессины, изучив данные с октября 2018 по февраль 2020 года. Результаты опубликованы в журнале Frontiers in Psychology.

экзамен-тихо 

Ученые выявили четкую зависимость между временем экзамена и его результатами. В полдень вероятность сдать экзамен была максимальной, а в ранние утренние и поздние послеобеденные часы — ниже. В целом, сданными оказались только 57% экзаменов, при этом пик успеха приходился на промежуток между 11:00 и 13:00.

Авторы работы предполагают, что физиологические ритмы, усталость преподавателей от принятия решений и различия в хронотипах между студентами и экзаменаторами могут играть ключевую роль. Люди в возрасте около 20 лет — "совы", а преподаватели старшего возраста чаще "жаворонки", что создает возможный диссонанс в пиковых когнитивных способностях.

Кроме того, ранее похожие закономерности фиксировались и в других сферах. Например, исследование судебных решений показало, что судьи чаще выносят благоприятные вердикты после перерывов на обед или в начале дня. Исследование итальянских ученых может говорить о влиянии суточных ритмов и на другие оценочные процедуры — от собеседований до переговоров.

"Биологические ритмы могут незаметно, но существенно влиять на высокоуровневые решения", — отметил профессор Алессио Авенанти, соавтор исследования из Болонского университета.

Исследование не исключает влияния других факторов — таких как уровень стресса или качества сна, — поэтому ученые призывают к дальнейшим работам с использованием поведенческих и физиологических данных. Однако уже сейчас, по мнению авторов, учебные заведения могут учитывать влияние времени суток и корректировать расписание сессий: например, переносить ключевые экзамены на позднее утро.