7 февраля 1497 года, в самый разгар карнавала, Флоренция стала свидетелем жуткого и величественного зрелища. Но вместо масок и веселья – огромная костровая пирамида на главной площади. В огонь летят не поленья, а картины, зеркала, духи и книги. Это не съёмки мрачного сериала, а реальный исторический ивент – “Костёр тщеславия”. Что это было за грандиозное шоу, кто его режиссировал и чем всё закончилось для главного идеолога?

Почему Флоренция сошла с ума?
В конце XV века Флоренция переживала кризис. Город переживал тяжелейший период: умер могущественный Лоренцо Медичи, в Италию вторглись французские войска, экономика трещала по швам, а в народе росло недовольство богачами. В атмосфере страха и неуверенности в завтрашнем дне проповеди о скором Страшном суде и необходимости срочного морального очищения падали на благодатную почву. Люди искали простые ответы и виноватых, и конечно нашелся тот, кто блестяще их предоставил: ваш враг – ваше же тщеславие и развращенная элита.
Джироламо Савонарола
Ключевой фигурой был харизматичный монах-доминиканец Джироламо Савонарола. Он был рок-звездой церковной кафедры. Его проповеди – сплошной хардкор: он обличал роскошь папского двора, разврат знати и призывал вернуться к аскетизму. После изгнания Медичей он стал духовным и политическим лидером Флоренции, его молодые последователи, прозванные “плаксами” за благочестивые слёзы, патрулировали улицы, призывая отказываться от грехов. А костры тщеславия стали визуальным воплощением его идей.
Пьяцца-делла-Синьория
Люди в экстазе несли и кидали в костёр на Пьяцца-делла-Синьория свои ценности, чтобы очиститься от “тщеславия” – то есть, от всего, что отвлекает от мыслей о Боге. Представьте жесткий челлендж: выложить в сторис, как вы жжёте свой айфон, дизайнерскую сумочку и коллекцию винила. Вот-вот что-то подобное.
Точного реестра сожженных предметов не сохранилось, и это одна из главных исторических загадок. Известно, что в огонь летело всё, что ассоциировалось с мирскими наслаждениями: зеркала, духи, парики, шёлк, игральные карты, музыкальные инструменты (лютни, арфы) и, самое трагичное, светские книги и произведения искусства.
Ходит легенда, что великий Боттичелли поддался проповедям неистового монаха, и бросил в костёр многие свои картины.
Сандро Ботичелли
“Весна” и “Рождение Венеры” уцелели лишь потому, что находились в собственности заказчика Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи и были ему недоступны.
#GALLERY_1#
Круг замкнулся
Власть – штука опасная, а крайности редко длятся долго. Савонарола настроил против себя слишком многих .Римский папа, разъяренный критикой, отлучил монаха от церкви. Флорентийцы устали от строгих запретов (на азартные игры, яркую одежду, даже некоторые песни).
Через год после знаменитого костра, в 1498-м, Савонаролу арестовали. После пыток он был признан еретиком и повешен, а потом сожжён на той же Пьяцца-делла-Синьория. Круг замкнулся с жуткой иронией.
Сожжение Савонаролы
Забавно, что в один и тот же самый - день 7 февраля, но спустя 366 лет после Костра тщеславия, в США запатентовали первый огнетушитель.