Считается, что первый прототип застежки "молнии" (или "бегунка") изобрел американец Уиткомб Лео Джадсон.

История создания этого устройства начинается с истории его друга Стайла. Тот испытывал сильные боли в спине, что затрудняло ему процесс завязывания обуви. Тогда он попросил Джадсона создать такой механизм, который бы позволил застегивать обувь одной рукой.

Крючочки и цепочки

Уиткомб откликнулся на просьбу и разработал застежку, состоящую из двух цепочек, и 7 ноября 1891 года запатентовал её как "застёжку для обуви". Публичная демонстрация этого изобретения состоялась 31 марта 1893 года.

зиппер-прототип.pngВот так "молния" выглядела в 1893 году.  

Эта застежка представляла собой чередующиеся крючки и петли на цепочках, которые соединялись с помощью специального "ключика-язычка". Изобретение значительно упростило процесс застегивания сапог и получило название fastener, что на русский позднее перевели как "бегунок".

Несмотря на свои преимущества, застежка долгое время не пользовалась успехом. Дело в том, что людям было трудно пользоваться такой застежкой (казалось бы, что сложного-то!), к тому же к ней прилагалась инструкция аж на двух страницах. Кроме того, производство этой застежки было достаточно дорогостоящим, поэтому и стоила она вдвое дороже тех же сапог, юбки или брюк.

Вжик-вжик

Лишь спустя 20 лет после своего появления "молния" обрела популярность. Произошло это благодаря шведскому инженеру Гидеону Сундбеку, который усовершенствовал застежку. Он представил совершенно новую конструкцию, которая называлась Hookless. В его варианте у молнии не было крючков и петель, вместо них были частые металлические зубья, закрепленные на матерчатой ленте. Сундбэк запатентовал Hookless 29 апреля 1913 года.

зиппер-прототип1.pngА так "молния" стала выглядеть в 1917 году.  

В 1923 году глава крупной обувной фабрики Бертран Рок выбрал "молнию" для новой модели резиновых галош, что способствовало её массовому распространению.

Это же сексуальная революция какая-то!

молния1.png 

В 1930-х годах "молния" стала ассоциироваться с сексуальным раскрепощением, поскольку новая технология позволяла значительно ускорить процесс снятия одежды. Однако в то время считалось неприличным, чтобы женщины носили наряды с "зипперами", так как это подчеркивало их доступность и легкомыслие. Даже Коко Шанель не смогла убедить женщин чаще использовать молнию в одежде. До самых 1950-х годов носить наряды, которые застегивались на молнию, решались только очень смелые дамы.

Тогда за дело взялись мужчины. В 1937 году французский модельер Жан Клод решил заменить пуговицы на ширинке мужских брюк на эту застежку. Сделал он это с целью удивить публику, и удивил очень удачно. Клиенты его модного дома раскупали новинку с невероятной скоростью, особенно после того, как герцог Виндзорский (бывший король Англии Эдуард VIII) купил пару таких штанов.

В 1953 году на экраны вышел фильм "Дикарь" с Марлоном Брандо в главной роли. Брандо сыграл байкера, который гонял на мотоцикле в черной косухе, украшенной множеством молний, эффектно застегивая и расстегивая их.

зиппер.png 

А в 1971 году Энди Уорхол расставил все акценты в истории молнии, сфотографировав для обложки альбома Rolling Stones секс-символ своей кинофабрики Джо Далессандро. Тот позировал в узких джинсах, на которых молния была изображена крупным планом. В ограниченном тиражe этого винила молния была настоящей, ее можно было расстегнуть.

зиппер1.png 

Интересные факты:

зиппер2.png"Молнии", слева направо: металлическая, тракторная и витая 

  • Своё название "молния" получила благодаря "молниеносному" соединению двух частей целого. Основательные англичане назвали этот механизм zipper — от слова "вжик" или "з-з-и-и-п", по звуку воспроизводимому при работе молнии.

  • Американская армия первой в мире заказала одежду с застежкой молнией для солдат во время Первой мировой войны.

  • Сегодня около 50% "молний" в мире производит японская компания YKK. Она занялась производством и дальнейшим совершенствованием застежек-молний еще в 1934 году. Производство других 50% "бегунков" делят между собой около 1000 компаний в Китае.

  • Самую длинную застежку-молнию создали в Нидерландах в 1989 году, её длина составила 2851 метр.