Действительно ли белорусскому бизнесу нужен независимый кредитный рейтинг, как его получение повышает доверие инвесторов и почему оценка финансовой устойчивости компании становится таким же обязательным атрибутом, как аудит. Об этом исполнительный директор аккредитованного Нацбанком рейтингового агентства BIK Ratings Андрей Усачёв рассказал “Смартпресс” на полях V Ярмарки финансов в Минске 23 октября.

Андрей Усачёв 

“Наличие кредитного рейтинга – это элемент нормальной финансовой гигиены. Проще говоря, как чистка зубов утром”, – констатировал он.

По словам эксперта, белорусскому бизнесу пора привыкать к тому, что прозрачность и открытость – это не просто имиджевые характеристики, а основа финансовой репутации.

“Компания, которая себя уважает, позиционирует как надежного заемщика и эмитента, должна иметь независимый рейтинг и демонстрировать партнерам и инвесторам свою устойчивость. Это сигнал рынку: с этой компанией можно и нужно работать”, – подчеркнул Усачёв.

Как Беларусь догоняет мировые стандарты

Усачёв отметил, что в развитых странах кредитные рейтинги стали неотъемлемой частью финансовой системы уже более века назад.

“Первое рейтинговое агентство в США появилось более 100 лет назад, и там этот рынок развивался эволюционно. У нас нет ста лет, чтобы их догнать, но мы должны сокращать этот разрыв”, – считает эксперт.

Для сравнения, в России первое национальное рейтинговое агентство заработало еще в 1997 году. Сегодня в законодательстве РФ существует около сотни нормативных актов, которые обязывают компании получать рейтинг. В Беларуси эта практика только формируется, но, по мнению Усачёва, другого пути нет.

Зачем бизнесу эта независимая оценка

BIK Ratings, по словам его руководителя, придерживается консервативного подхода – его задача не “раздавать хорошие оценки”, а объективно отражать риски.

“Мы – не агентство, которое должно делать клиента довольным. Если есть два сценария развития – благоприятный и неблагоприятный – мы всегда рассматриваем худший. Это честная оценка, и не все компании готовы к ней”, – объяснил Усачев.

Впрочем, компании, которые предоставляют дополнительные аргументы и подтверждения, могут добиться пересмотра рейтинга. Такой механизм апелляции уже успешно применялся в практике агентства.

Как компании подготовиться к рейтингу

Сегодня, когда получение кредитного рейтинга в Беларуси пока не является обязательным, за оценкой обращаются в основном финансово устойчивые, прибыльные и зрелые компании.

“Это как аудит – независимая проверка, которая добавляет доверия. Компании, которые не боятся прозрачности, приходят к нам осознанно, понимая, что рейтинг укрепит их позиции на рынке”, – говорит Усачёв.

Инвесторы уже требуют рейтинг

С ростом рынка токенов и корпоративных облигаций инвесторы все чаще задают прямой вопрос: почему у компании нет кредитного рейтинга?

"Мы видим, как постепенно формируется давление со стороны инвесторов. Если бизнес выпускает токены, но не имеет рейтинга, это вызывает вопросы. Или у него нет средств на рейтинг, или есть проблемы внутри компании. В любом случае – это сигнал недоверия”, – отметил эксперт.

По словам Усачёва, в ближайшие годы наличие кредитного и делового рейтинга станет для белорусских компаний стандартом, без которого будет трудно привлекать инвестиции и оставаться конкурентоспособными.