17 октября православные христиане вспоминают священномученика Иерофея Афинского, ученика апостола Павла. В народной традиции этот день известен как Ерофеев день, или Лешегон – дата, наполненная особыми смыслами, поверьями и запретами.

Почему “лешегон”?
На Ерофея, считали в народе, осень передает власть зиме. В лесах якобы начиналась суета нечистой силы, и люди старались не покидать пределы деревни. Считалось, что именно в этот день лешие, кикиморы и прочие “нечистики” окончательно уходят в свои зимние убежища – но перед этим могут шалить.
Чтобы защитить дом, хозяйки развешивали у входа лук, чеснок, а окна занавешивали плотными шторами. Порядок и тишина в доме в этот день были главными оберегами.
Что можно и нужно делать
- Посетить церковь, помолиться святому Иерофею.
- Проводить день спокойно, в кругу семьи, заняться “тихими” делами – рукоделием, заготовками, чтением.
- Помогать пожилым, соседям, нуждающимся.
- Уделить внимание дому: утеплить, прибрать, заготовить дрова.
- Девушкам – прочитать молитву о добром суженом.
Чего делать не стоит
- Не ходить в лес – “леший может запутать”.
- Избегать ссор, громких разговоров, выяснения отношений.
- Не венчаться и не играть свадьбы – считается, что такие союзы обречены на ссоры.
- Не начинать новых дел – особенно тех, что связаны с корыстью или риском.
- Не разговаривать с незнакомыми людьми на улице.
Приметы на Ерофея
Первый снег на Ерофея – зима придет через 40 дней.
Птицы нахохлились – к похолоданию.
Красный закат – к сильному ветру и перемене погоды.
Белка сменила окрас – зима будет ранней и холодной.
Иней утром – к ясной погоде, а зеленая береза – к долгой осени.
Белорусские особенности
На Брестчине и Витебщине этот день считали переломом осени: “С Ерофея зима шубу надевает”. В деревнях еще до рассвета хозяйки заносили в дом последнюю зелень, сушили травы и семена, завершали уборку огорода.
На Гомельщине в Ерофеев день принято было перешептываться, а не разговаривать вслух. Верили, что громкие слова могут привлечь беду.
Ерофеев день – это день предзимней тишины. Момент, когда природа замедляется, а человек – оборачивается к дому и к себе. Этот праздник не про веселье, а скорое про внимательность: к словам, к поступкам, к миру вокруг.