С 15 мая в Грузии вступило в силу ограничение вывоза автомобилей, зарегистрированных на граждан Беларуси и России. Означает ли это, что этот транзитный канал доставки европейских и американских автомобилей закрылся? Узнали у эксперта.

Социальные сети буквально взорвались после появления информации о запрете вывоза авто из Грузии гражданами России и Беларуси. Кто-то уже попрощался со своим автомобилем, купленным на американском аукционе и застрявшим в Грузии, а кто-то полез в чулок доставать дополнительные деньги за изменение логистического маршрута. Не спешите, не всё так плохо!
Напомним, что проблемы с ввозом автомобилей, купленных в Европе и Америке, возник уже давно. Логистические проблемы у импортеров и физических лиц появились из-за ограничений, введенных Евросоюзом в отношении транспортных средств, которые предназначались для ввоза в Беларусь и Россию с территории Польши, Литвы и Латвии. Компании по привозу авто переориентировали логистические потоки и стали доставлять автомобили через альтернативные канали, один из которых стала Грузия.
Однако в августе 2023 года был запрещен экспорт и реэкспорт в Российскую Федерацию автомобилей, импортированных из США, а в конце сентября аналогичные меры были приняты в отношении авто из Европы. Юридических лиц других стран ограничительные меры не коснулись. Поток экспорта из Грузии существенно уменьшился, но не иссяк полностью.
Возможность легально вывезти автомобиль из Грузии оставалась у физических лиц попавших под ограничение стран, однако с 15 мая запрет на вывоз авто из Грузии коснулся и физических лиц. Но, опять же, санкционные запреты не затронули граждан других государств. В сообщении сервисного агентства грузинского МВД, которое цитирует ресурс Business Media Georgia, говорится, что “данное ограничение распространяется на граждан России и Беларуси, они не могут осуществлять экспорт и реэкспорт в любую другую страну”.
В итоге автомобили, скорее всего, будут вывозиться из Грузии по киргизскому или казахскому паспорту, а потом возвращаться на спланированный логистический маршрут.
“Для нашего <грузинского> рынка ничего не меняется, потому что есть казахские и киргизские автодилеры, и здесь уже технический вопрос, чей паспорт будет использоваться при реэкспорте автомобиля,” – цитирует главу ассоциации автоимпортеров Грузии Александра Нониадзе ресурс bm.ge.
Как данный запрет отразится на белорусских покупателях авто из Европы и Америки, спросили у специалистов WESTMOTORS, компании по пригону авто, много лет работающей в этом сегменте рынка. “Запрет действовал и ранее, но в отношении страны, а не ее граждан. Обладатель белорусского паспорта мог оформить экспортные документы, сесть за руль и "самоходом" либо на эвакуаторе переправить автомобиль через грузинскую границу, – пояснил Алексей Горошко. – Сейчас же автомобиль с территории Грузии вывезти может только гражданин "несанкционной" страны”.
КПП Верхний Ларс - Казбеги на границе Грузии и России – единственный сухопутный переход, по которому можно легально попасть из одной страны в другую.
Паника в соцсетях, вызванная информацией о нововведениях на грузинском канале доставки автомобилей, вызвана прежде всего тем, что многие рассматривали страну как единственно возможны вариант привоза автомобиля из Европы и США. Однако,
- во-первых, Грузия не закрыла таможенную границу полностью и варианты привезти автомобиль оттуда остались;
-
во-вторых, на логистике компаний, которые импортируют автомобили по другим каналам, запреты Грузии никак не отразились, а стоимость доставки не увеличилась;
-
в-третьих, крупные компании по пригону авто, как правило, имеют в запасе другие легальные каналы импорта, которые могу быть задействованы в случае форс-мажора.