В день рождения неординарного учителя вспомним о том, как он вписал свое имя в историю и педагогическую теорию.

Годы Первой мировой, революции, Гражданской войны сделали беспризорниками огромное число детей. Они, сбиваясь в настоящие банды, представляли серьезную проблему, первым решением которой стали специальные воспитательные колонии "для морально дефективных детей". "Нет дефективных детей, есть дефективное отношение к ним" - уже позже окончательно сформулирует учитель, без колебаний принявший предложение стать начальником одного из таких учреждений.
Через неимоверные сложности, а порой и откровенное отчаяние, Макаренко, по сути, полностью перестроил вверенную ему колонию. Он не просто обустраивал быт и пытался найти контакт с трудными, даже опасными детьми, он упорно учил их жить в нормальном обществе.

"Я с отвращением и злостью думал о педагогической науке: "Сколько тысяч лет она существует! Какие имена, какие блестящие мысли: Песталоцци, Руссо, Наторп, Блонский! Сколько книг, сколько бумаги, сколько славы! А в то же время пустое место, ничего нет, с одним хулиганом нельзя управиться, нет ни метода, ни инструмента, ни логики, просто ничего нет. Какое-то шарлатанство", - вспоминал Макаренко в своей знаменитой "Педагогической поэме".
Действительно, существовавшая теория (да, будем честны, и практика - не считать же успешным способом перевоспитания те же колонии "для морально дефективных") не предлагала амбициозному педагогу решений для его задач.
И Макаренко пришлось опираться почти исключительно на свой личный опыт, формируя его буквально "на лету". О том, что это у него получалось, говорит сама жизнь - подавляющее большинство его воспитанников к криминальному прошлому не вернулось. Они шли работать, получали образование на рабфаках, становились полноправными членами общества.
И уже тогда педагог регулярно подвергался жесткой критике. В те суровые времена - за то, что мало уделяет воспитанию классового самосознания. И все чаще - за жесткость, получившую нарицательное название "макаренковщина".
Так, Макаренко, в отличие от той же Надежды Крупской, также уделявшей особое внимание педагогике, ни в коей мере не чурался принуждения и наказания детей. Крупская даже называла его учреждение "рабской и крепостнической школой". Впрочем, упор педагог делал не на наказаниях, а на привлечении к труду, воспитании ответственности перед коллективом - и стал автором метода производственного и коллективного воспитания, идущих в неразрывном союзе.
Наград Антон Макаренко не получал - слишком влиятельны были его критики и справедливы их многие доводы. Но не сдавался - и в итоге за "Педагогическую поэму", неоднозначное, но интересное произведение, был принят в Союз писателей.

Он скончался в 1939 году, на 52 году жизни, и уже после своей смерти Макаренко в СССР стал классиком педагогики. Тогда же появилось еще одно нарицательное от его имени - уже хвалебное, "макаренковедение". Его труды (главным среди которых осталась "Педагогическая поэма") внимательно стали изучать как в СССР, так и за его пределами.
Главная претензия к методам Макаренко, часто звучавшая и век назад, и не потерявшая актуальность сегодня - авторитарность и жесткость в воспитании. Впрочем, в тех суровых условиях - если хоть отчасти не оправданные, то понятные. Тем более, демонстрировавшие эффективность.
"На самом деле мы имеем дело с личностью, но утверждаем, что до личности нам нет никакого дела", - уверял сам педагог. Его логика - "от коллектива - к личности", а не наоборот.
И в этом все плюсы и все минусы его оспариваемого - но и обсуждаемого по сей день - подхода.
Макаренко - один из всего четырех педагогов, наряду с Монтессори, Дьюи и Кершенштейнером, которые, согласно позиции ЮНЕСКО, изменили способ педагогического мышления в XX веке.