
Итоги исследования опубликованы в журнале Nature Human Behaviour. Репликационный анализ (исследование для подтверждения результатов другого исследования) охватывает 35 гипотез из 17 психологических исследований, связанных с социальным классом. Участие приняли жители США, Франции, Швейцарии и Индии. Ученые пытались проверить, действительно ли класс влияет на мышление, эмоции и поведение.
Что обнаружили?
Около половины гипотез подтвердились. При этом значимым оказался не столько фактический доход или уровень образования, сколько восприятие собственной социальной позиции. Люди, считающие себя представителями "низшего" или "высшего" класса, проявляли различные паттерны поведения — независимо от реальных условий.
Интересно, что одни и те же эффекты работали по-разному в разных странах. Это подчеркивает важность локального контекста при интерпретации результатов психологии.
Репликационные исследования необходимы для очистки научной литературы от случайных или слабых результатов. Эта работа помогает переосмыслить значение социального статуса и укрепляет доверие к психологии как науке.