Наверняка каждому белорусу знакома фраза: “Копеек нет, будем должны”. Однако кто прав в ситуации, когда в магазине нет разменных денег? Конечно, вряд ли 1 или 2 копейки сыграют ключевую роль в финансовом положении покупателя, но всё же. Что делать в такой ситуации, объяснила юрист Татьяна Ревинская.
По словам специалиста, которые передал медиапортал Onliner, отказ вернуть полную сумму сдачи – нарушение. “Выдача сдачи – обязанность кассира, независимо от суммы покупки”, – подчеркнула юрист. Согласно Инструкции о порядке ведения кассовых операций, утверждённой постановлением Нацбанка №472 от 20 декабря 2023 года, каждая торговая точка обязана заранее обеспечивать продавцов достаточным объёмом разменных денег.
Татьяна Ревинская уточнила: если в магазине постоянно нет сдачи и покупателю отказываются вернуть даже копейку – это не его проблема. Ответственность лежит на кассире. “В таком случае вы вправе потребовать книгу замечаний и предложений. А отказ предоставить её – уже административное правонарушение”, – добавила эксперт.
Что делать, если разбил товар в магазине?
Если вы до сих пор уверены, что за разбитый в магазине товар нужно заплатить, то знайте – ситуации бывают разные. Когда речь идет о неадекватном посетителе супермаркета, сметавшем продукты с полок на пол, он, конечно, понесет ответственность за их умышленную порчу (ч. 1 п. 1 ст. 933 ГК). Однако, бывают случаи, когда вы разбили товар случайно. Что делать тогда?Пример первый. Вы взяли товар в руки, рассматривали его и уронили. Нечаянно, но по собственной неосторожности. В таком случае придется заплатить.
Пример второй. Вы даже не намеревались брать дорогую бутылку спиртного, но шли мимо полки, зацепились корзинкой и разбили. Администрация магазина требует заплатить за испорченный товар – а вы не согласны. Здесь можно побороться за свои права.
“Сейчас торговые объекты стараются разместить как можно больше продукции, и действительно часто страдает выкладка, – говорит председатель Белорусского общества защиты потребителей Анна Суша. – Прежде всего, совет – делать запись в книге замечаний и предложений. Изложите все свои аргументы, и у магазина есть 15 дней, чтобы ответить и решить спорный вопрос”.
По словам специалиста, сейчас все магазины оборудованы камерами видеонаблюдения. Поэтому по записям можно определить, что стало причиной порчи товара – неаккуратность покупателя или торговой точки.
Когда виноват магазин:
- в торговом зале узкие или загроможденные проходы между стеллажами;
- магазине ширина проходов между стеллажами должна соответствовать нормативам.
- товар выставлен неустойчиво;
- в магазине мокрый скользкий пол. Правда, если есть предупреждающий знак “Осторожно! Мокрый пол”, виновны в порче товара, скорее всего, будете вы;
- товар повредился, упав с ленты на кассе.
“С другой стороны, магазины становятся лояльны к потребителю. Все вопросы решают на месте. За последние два года у нас не было жалоб от потребителей, которых заставили платить за испорченный товар”, – заключает Анна Суша.