4 октября завершилось общественное обсуждение проекта Минпромторга РФ о повышении утилизационного сбора. На сайте regulation.gov.ru документ собрал 125 450 дизлайков и всего 664 лайка. Большинство комментаторов назвали идею “дополнительным налогом” и “платой за воздух”, а некоторые – прямо “налогом на богатство”.
После общественного обсуждения проект должен пройти внутриведомственные экспертизы, согласования с Минфином и ФТС, а затем будет отправлен на рассмотрение в правительство. Когда документ действительно вступит в силу – вопрос пока открытый, но предполагается, что новая формула утильсбора все же заработает с 1 ноября 2025 года.

Глава российского Минпромторга Антон Алиханов пояснил, что основная цель изменений – борьба с серыми схемами ввоза и выравнивание условий между официальными производителями и частными импортерами. Как следует из документа, льготные коэффициенты сохранятся для “массовых” автомобилей мощностью до 160 л. с. Доля таких транспортных средств в российском автопарке превышает 80 %, и сумма утильсбора для них останется прежней – 3,4 тыс. российских рублей за новый автомобиль и 5,2 – за автомобиль старше трех лет.
Ничего не изменится для моделей, на которых держится автопром: LADA Granta (90–106 л. с.), Vesta (90–118 л. с.), Largus (106 л. с.). В ту же категорию входят и китайские кроссоверы, ставшие лидерами рынка: Chery Tiggo 4 Pro (113–147 л. с.), Haval Jolion (143 л. с.), Geely Coolray (150 л. с.) – все они укладываются в лимит до 160 л. с.
Получается, новый утильсбор превращается в своеобразный налог на богатство? Формально – нет. Но логика та же: чем мощнее автомобиль – тем выше плата. И если раньше налог на роскошь был фискальной экзотикой для Bentley и Porsche, то теперь к нему “достраивается второй этаж” в виде утильсбора. Выходит, что если человек хочет мощную машину, его автоматически записывают в число “состоятельных” и тогда, будь добр, плати за это отдельно.
Повышение утильсбора в России – не “разовая акция”. В постановлении правительства уже прописан график поэтапного увеличения ставок до 2030 года, где рост может составить до 25–30 % ежегодно.
Белорусский рынок внимательно наблюдает за тем, что происходит у соседа. Весной 2025 года Беларусь уже подняла ставки утильсбора для юридических лиц, фактически начав гармонизацию с российским законодательством. Но официальных заявлений о планах нового повышения пока не было. Впрочем, аналитики предполагают, что при запуске новой формулы в России Минск может вновь пересмотреть собственные ставки – в рамках единой промышленной политики Союзного государства.
Подробнее о реакции белорусского рынка – в нашей статье.
Представьте: вы уже выбрали автомобиль в автосалоне или заказали доставку авто в автохаусе. Подписываете бумаги, планируете поездку в автоцентр или ждете доставку машины, а менеджер говорит: “Цена выросла на 30%, и вам нужно доплатить. Почему? Потому что вслед за Россией в Беларуси увеличили суммы утильсбора”. Возможен ли такой ход событий в ближайшее время и повлияют изменения, запланированные в соседней стране, на цены автомобилей в Беларуси?