"Черная пятница" — одно из главных потребительских событий ноября. Различные скидочные предложения начинают мелькать уже с начала месяца и достигают своего пика в его последние дни. Рассказываем историю "Черной пятницы" и как выгодно покупать товары, чтобы сэкономить бюджет.

black_friday2.jpg

Пробки и положительный баланс

Практика ноябрьских распродаж пришла к нам с американского рынка. С конца 19 века в США появилась традиция проводить распродажи на следующий день после Дня Благодарения (это всегда четвертый четверг ноября).

Уже в XX веке последнюю пятницу месяца начали называть "черной" из-за немыслимых заторов на дорогах, возникавших из-за того, что жители крупных городов массового пытались попасть после работы на распродажи в супермаркеты. Еще одна версия происхождения связана с бухгалтерией: с идиомой "in the black" (то есть "положительный баланс", в противоположность "in the red"), подразумевая что многие продавцы "выйдут в плюс" в этот день.

black_friday3.jpg

В Беларуси акции "черная пятница" появились в середине 2010-х благодаря активному развитию онлайн-торговли. Затем к ним подключились и оффлайн-магазины.

Кто участвует в "Черной пятнице"

"Черная пятница" традиционно охватывает большинство крупных ретейлеров и брендов.   

Свои акции также проводят мобильные операторы (вот предложения МТС и A1), маркетплейсы (например, 21vek.by).

Есть также специализированные ресурсы, которые агрегируют различные "чернопятничные" предложения.

Самые популярные категории для покупок в эти дни – бытовая техника и электроника, одежда и обувь, косметика и парфюмерия, товары для дома и интерьера.

Предпринимателям "черная пятница" позволяет решить сразу несколько задач: привлечь новых клиентов, увеличить продажи и избавиться от запасов. Ну а покупателям – реально сэкономить, если не поддаться шоппинг-лихорадке.

черная_пятница.jpg

Как не разориться в "Черную пятницу"

Чтобы действительно сэкономить, а не потратить лишнего, эксперты рекомендуют следующее:

  • Составьте список предполагаемых покупок до прихода в магазин и отведите на них конкретный бюджет

  • Сравните приглянувшийся товар с такой же позицией в интернет-магазине или маркетплейсе. Там может быть дешевле

  • Присмотритесь к качеству товара. За огромной скидкой может скрываться неликвид

  • Будьте аккуратнее с бонусами и дважды подумайте, нужна ли вам вторая-третья упаковка носков, пусть и со скидкой 90%.

  • Используйте различные программы лояльности и промокоды на скидку

  • Присмотритесь к несезонным товарам. В период поздних осенних распродаж наиболее высокие скидки обычно бывают на летний ассортимент.

  • Возьмите время "на подумать". Возможно, этот товар вообще вам не нужен, несмотря на привлекательную цену.

hacker4-1.jpg

И, конечно, в покупательском запале не поддайтесь на уловки интернет-мошенников. Помните, что продавцы не имеют права просить ПИН-код или номер CVV карточки. Не переходите по подозрительным ссылкам. Следите за названиями сайтов, на которые заходите (мошенники наловчились настолько, что умело создают абсолютные копии популярных интернет-порталов). В идеале – имейте специальную банковскую карту для онлайн-покупок, привязанную к отдельному счету, где не много средств.