"Черная пятница" — одно из главных потребительских событий ноября. Различные скидочные предложения начинают мелькать уже с начала месяца и достигают своего пика в его последние дни. Рассказываем историю "Черной пятницы" и как выгодно покупать товары, чтобы сэкономить бюджет.
Пробки и положительный баланс
Практика ноябрьских распродаж пришла к нам с американского рынка. С конца 19 века в США появилась традиция проводить распродажи на следующий день после Дня Благодарения (это всегда четвертый четверг ноября).
Уже в XX веке последнюю пятницу месяца начали называть "черной" из-за немыслимых заторов на дорогах, возникавших из-за того, что жители крупных городов массового пытались попасть после работы на распродажи в супермаркеты. Еще одна версия происхождения связана с бухгалтерией: с идиомой "in the black" (то есть "положительный баланс", в противоположность "in the red"), подразумевая что многие продавцы "выйдут в плюс" в этот день.
В Беларуси акции "черная пятница" появились в середине 2010-х благодаря активному развитию онлайн-торговли. Затем к ним подключились и оффлайн-магазины.
Кто участвует в "Черной пятнице"
"Черная пятница" традиционно охватывает большинство крупных ретейлеров и брендов.
Свои акции также проводят мобильные операторы (вот предложения МТС и A1), маркетплейсы (например, 21vek.by).
Есть также специализированные ресурсы, которые агрегируют различные "чернопятничные" предложения.
Самые популярные категории для покупок в эти дни – бытовая техника и электроника, одежда и обувь, косметика и парфюмерия, товары для дома и интерьера.
Предпринимателям "черная пятница" позволяет решить сразу несколько задач: привлечь новых клиентов, увеличить продажи и избавиться от запасов. Ну а покупателям – реально сэкономить, если не поддаться шоппинг-лихорадке.
Как не разориться в "Черную пятницу"
Чтобы действительно сэкономить, а не потратить лишнего, эксперты рекомендуют следующее:
-
Составьте список предполагаемых покупок до прихода в магазин и отведите на них конкретный бюджет
-
Сравните приглянувшийся товар с такой же позицией в интернет-магазине или маркетплейсе. Там может быть дешевле
-
Присмотритесь к качеству товара. За огромной скидкой может скрываться неликвид
-
Будьте аккуратнее с бонусами и дважды подумайте, нужна ли вам вторая-третья упаковка носков, пусть и со скидкой 90%.
-
Используйте различные программы лояльности и промокоды на скидку
-
Присмотритесь к несезонным товарам. В период поздних осенних распродаж наиболее высокие скидки обычно бывают на летний ассортимент.
-
Возьмите время "на подумать". Возможно, этот товар вообще вам не нужен, несмотря на привлекательную цену.
И, конечно, в покупательском запале не поддайтесь на уловки интернет-мошенников. Помните, что продавцы не имеют права просить ПИН-код или номер CVV карточки. Не переходите по подозрительным ссылкам. Следите за названиями сайтов, на которые заходите (мошенники наловчились настолько, что умело создают абсолютные копии популярных интернет-порталов). В идеале – имейте специальную банковскую карту для онлайн-покупок, привязанную к отдельному счету, где не много средств.