Последнее время в медиа все чаще появляется информация о том, что в российских обменниках стали отказываться от приема банкнот старого образца и с дефектами.
Что происходит?
Также сообщается, что в Египте, ОАЭ, Турции, Таиланде и ряде других стран теперь для обмена требуют доллары нового образца, в идеальном состоянии без потертостей, пятен и надписей.
Старые купюры (выпуска 1990-2013 годов) или купюры с пятнами и надписями в этих странах банки и обменники готовы брать только с дисконтом. Т.е. комиссия может составить от 5% до 10% от стоимости номинала.
В Турции объявили, что в республику каким-то образом попали фальшивые банкноты на общую сумму $600 млн. И на этом фоне обменные пункты перестали принимать старые доллары номиналом $50 и $100.
Коснутся ли все эти волнения белорусов, и что сегодня происходит на рынке наличной валюты, Смартпресс рассказал компетентный представитель банковской сферы Беларуси.
С чего все началось?
До введения очередных санкций в 2022 году белорусские банки имели возможность работать на рынке наличной валюты достаточно свободно. Ключевые валюты, которые ходят у нас в обороте, это доллар США, евро и российский рубль. Поэтому, когда возникал вопрос перевода наличной формы в безналичную, проблем не возникало, констатировал банковский эксперт.
Достаточно активную позицию на этом рынке занимали "Приорбанк", который был практически хабом и по долларам, и по евро, а также российский "Сбер".
После введения санкций по линии США и Евросоюза, к которым позже присоединились и другие страны, банкнотные сделки по доллару и евро стали предметом санкционных ограничений. Соответственно европейские и американские банки, а потом (опасаясь вторичных санкций) и банки других стран, отказались работать с белорусскими банками по банкнотной торговле.
При этом, отметил эксперт, уровень долларизации белорусской экономики довольно высокий. Нацбанк по данному вопросу проводит системную работу, но в головах населения довольно глубоко сидит привязка к доллару, особенно в вопросе способа накоплений денег и при крупных покупках — машин, квартир.
Поэтому для нашей европейской страны доллар США является символичным, знаковым активом.
Что будет с ветхими валютными купюрами? Примут?
Безусловно, купюры, со временем ветшают. Раньше банки такие купюры принимали на комиссию и могли обменять их в иностранных банках на новые купюры либо перевести в безнальную форму. В санкционных условиях делать это стало невозможным.
Проблема накапливалась и закончилась тем, что Ассоциация белорусских банков предложила банкам (и Национальный банк эту идею поддержал) заключить соглашение установить единые правила по работе с поврежденными банкнотами. В зависимости от объемов рынка, от бизнес-моделей у каждого банка так или иначе свои подходы. Среди банков провели дискуссионную, разъяснительную работу, и в итоге практически все члены ассоциации к этому соглашению присоединились. А количество жалоб на ситуацию существенно сократилось. Нюансы же, которые возникают у ряда банков, связанные с тем, что в одном банке купюру могут взять, а в другом не взять, это частные случаи.
Как избавить от ветхих и порченых купюр?
Нужно учитывать, что при любом раскладе туристический сезон всегда характеризовался повышенным спросом на наличную валюту, ведь с картами международных платежных систем не все белорусские банки в условиях ограничений могут работать.
Спрос на наличные — это возможность вывезти доллары, которые по тем или иным причинам не принимают банки в нашей стране.
Сейчас, в странах, где любят отдыхать белорусские туристы, например, Турция, ОАЭ, тоже происходит ужесточение требований и все это приводит к тому, что на территорию в частности Турции попало довольно большое количество фальшивых долларов. И турецкие банки начинают хеджировать свои риски.
Вопрос, является ли это глобальной системной проблемой? Нет. Вызывает ли это недовольство у ограниченного круга клиентов? Да.
Разрешения этой ситуации нет, по крайней мере, сейчас. Банки готовы работать с ветхой купюрой, но они не могут ее вывезти. Поэтому они эти купюры кладут в хранилище в надежде, что появится возможность с ними что-то сделать. Когда это произойдет, сказать достаточно сложно, поэтому комиссионное вознаграждение при приеме такой купюры иногда достигает более 10%.
Надо понимать, что банкнота — это тоже товар, пояснил банковский эксперт. Если этот товар ненадлежащего качества, то его можно продать не по номинальной стоимости, а только с дисконтом. Потому что тот, кто покупает порченый товар, вынужден нести дополнительные расходы, чтобы пустить его в оборот.
Здесь каждый человек сам принимает решение, что делать: держать эту купюру у себя в надежде, что однажды ее получится сдать, или же обменять с комиссией на белорусские рубли.