Производитель самолётов Airbus объявил об экстренном обновлении программного обеспечения на воздушных судах семейства A320 после обнаружения серьёзной уязвимости в системе управления полётом. Проблема стала известна после инцидента с самолётом JetBlue, который 30 октября по маршруту Канкун - Ньюарк непроизвольно снизил высоту.

Как сообщила Airbus, сбой связан с аппаратным модулем ELAC – компьютером, отвечающим за работу рулей высоты и элеронов. Уязвимость проявляется при сочетании этого модуля с версией программного обеспечения L104: при сильных вспышках на Солнце данные, передаваемые в систему управления, могут искажаться, что приводит к непреднамеренному отклонению рулей и создаёт риск превышения нагрузок, заложенных в конструкцию самолёта.
В ответ на обнаруженные риски EASA и FAA выпустили директивы – авиакомпании обязаны немедленно устранить проблему. Перевозчикам предложено два пути: либо откатить программное обеспечение к предыдущей версии, либо заменить вычислительный блок ELAC. В Airbus заявили, что обновление большинства самолётов займёт около двух часов. Однако для примерно тысячи более старых машин потребуется механическая замена модуля – это займёт больше времени.
По данным аналитиков Cirium, в мире эксплуатируется более 9000 самолётов A320; около 6000 из них попадают под программу экстренного обновления – как модели A320ceo, так и A320neo. Среди крупнейших операторов – American Airlines, которой необходимо обновить приблизительно 340 из 480 самолётов. Компания планирует завершить основные работы в течение ближайших двух суток.
Из-за обновлений уже возникли задержки и отмены рейсов: перевозчики Flynas, Air New Zealand, IndiGo, Air India, Air India Express предупредили пассажиров о возможных сбоях расписания. Аналогичные предупреждения распространили Air Astana и FlyArystan.
Промежуток, в который проводится отзыв, совпал с периодом высокой нагрузкой на технические службы авиакомпаний и аэропортов – из-за ремонтов двигателей и планового обслуживания флота. Производитель модуля, компания Thales, заявила, что ELAC полностью соответствует требованиям Airbus; по её словам, ответственность за программное обеспечение лежит на самом Airbus.