Подсчитать предполагаемый ущерб от санкций ЕС в отношении Беларуси сегодня на основании существующих данных нельзя, заявила политолог Ольга Харламова в Смартэфире. Более того, меры не будут иметь долгоиграющих последствий. 

“Несмотря на такое грозное название “секторальные санкции” - это не санкции с далеко идущими последствиями. Насколько эти санкции реальны - мы увидим позже”, - сказала эксперт, пояснив это на примерах. 

Например, отметила эксперт, контракты на калийные удобрения заключаются, как правило, осенью на следующий год, часто это контракты на 6-18 месяцев. А что касается государств ЕС, санкции не касаются контрактов, которые заключены до 25 июня 2021 года. 

“Калийные удобрения невозможно в один день заменить, прекратить приобретать их в Беларуси и начать приобретать у “Уралкалия”. Более того, санкции не касаются пролонгированных контрактов: это может быть контракт, заключенный 24 июня, с продлением на тех же условиях. К тому же, один из крупных покупателей белорусских калийных удобрений - Индия. Ни Индия, ни Китай не зависят от европейских санкций”. 

Что касается нефтепродуктов, ограничение вводится в отношении белорусских поставщиков, добавила Харламова, и не касается посредников. “Три основных поставщика нефтепродуктов в Великобританию (которая не в составе ЕС) не попали под санкции. Попало британское юрлицо, которое является частью белорусского юрлица. Поэтому на сегодня британские контракты не под угрозой. К тому же Беларусь недавно приняла непопулярное и вредное для экономики решение транспортировки нефтепродуктов через Усть-Лугу (морской порт в Ленинградской области России - Смартпресс), а это уже другой поставщик. И поэтому это неудачное решение в сегодняшних условиях позволит нивелировать санкции”. 

24 июня ЕС одобрил секторальные экономические санкции в отношении Беларуси – такие санкции вводятся впервые в отношении республики.

В частности, секторальные санкции предусматривают торговые ограничения в отношении белорусских нефтепродуктов, калийных удобрений и товаров для производства табачных изделий; запрет на поставку в Беларуси оборудования и технологий для мониторинга интернета и телефонной связи. Ограничения коснутся также доступа к рынкам капитала Евросоюза для правительства Беларуси и государственных финансовых учреждений. Запрещается страхование и перестрахование белорусского правительства и белорусских государственных органов и агентств. Европейскому инвестиционному банку запрещено финансировать проекты в государственном секторе, а государства – члены ЕС обязаны ограничить участие в Беларуси многосторонних банков развития, членами которых они являются.