Лидеры стран ЕС на саммите 24-25 июня обсудят возможность введения секторальных санкций в отношении Беларуси. Они могут коснуться 7 секторов экономики, и среди них калийные удобрения и нефтепродукты. Отказ европейских потребителей от этих товаров может обернуться прямыми финансовыми потерями более $2 млрд. и 7% всего экспорта товаров.

Европа – не главный рынок для белорусского калия

калий

В 2020 году Беларусь поставляла калийные удобрения в 105 стран мира на сумму $2,4 млрд., что составляет 8,3% от всего экспорта товаров и 6,5% в общем объеме экспорта товаров и услуг. В 2019 доковидном году  география калийного экспорта почти такой же (103 страны), но экспортная выручка выше – $2,7 млрд. Доля калия в экспорте товаров также оставалась практически неизменной –  8,2% в 2019 году.  

Европейские страны также покупают белорусский калий: Австрия, Бельгия, Болгария, Греция, Венгрия, Италия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Франция, Ирландия и Чехия. Каждая страна в отдельности импортирует немного, но на долю всех европейских покупателей приходится 7,9% выручки от экспорта калия – $192,09 млн. Это 0,7% в общем объеме экспортной выручки от продажи товаров и 0,5% –товаров и услуг. Самые крупные из европейских покупателей – Польша (2,79% калийного экспорта Беларуси на сумму $71 млн.) и Бельгия (2,30% и $55,4 млн.).

Применительно к теме санкций стоит отметить, что крупными покупателем белорусского калия являются Великобритания, Канада, Норвегия и США, которые могут присоединиться к санкциям ЕС. Если доля первых двух в общем объеме продаж чисто символическая (0,01% и 0,14, соответственно), то на долю Норвегии в 2020 году приходилось 3,07 белорусского калийного экспорта ($74,2 млн.), США – 4,19% ($100 млн.). Всего страны ЕС, Великобритания, Канада, США и Норвегия в 2020 году купили у Беларуси калийных удобрений на $370,5 млн., что составило 15,4% от общего объема белорусского экспорта товаров. Соответственно, без Норвегии сумма возможных потерь составит около $300 млн. Это 12,3% от всего калийного экспорта или 1% белорусского экспорта товаров или 0,8% – товаров и услуг.

Заметным покупателем белорусского калия является и Украина, которая пока обсуждает, как ей быть в торговых отношениях с Беларусью. В 2020 году она купила белорусских калийных удобрений на $55 млн. (2,28% в объеме калийного экспорта). 

Если бы это были единственные санкции и потери Беларуси, то можно было бы говорить, что это не очень много и эти объемы можно "пристроить" другим покупателям. Более болезненной может быть приостановка транзита калийных удобрений через территорию ЕС, что также обсуждается, судя по заявлениям европейских чиновников. Почти весь объем экспорта калия идет через литовскую Клайпеду, где расположен терминал для перевалки насыпных грузов, частично принадлежащий Беларуськалию. 

Плюс "складывание яиц" в одну российскую корзину, что увеличит и без того большую зависимость Беларуси от России.

Нефтепродукты текут в Европу и Украину

Белорусские нефтепродукты в 2020 году поставлялись в 74 страны, их них 22 – страны ЕС. Весь экспорт по группе "топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки" составил $3,7 млрд. 

нефть

Самый крупный потребитель белорусских нефтепродуктов – Украина. В 2020 году она купила их на $1,6 млрд., что составило 43,2% всей выручки от экспорта нефти и нефтепродуктов. Вторую позицию занимает Великобритания – ее доля составляет 19,5% на сумму $720,3 млн. Тройку главных покупателей замыкают Нидерланды – 11,6% и $426,9 млн. К числу крупных покупателей также можно отнести и Германию, доля которой в прошлом году составила 9,3% на сумму $344,6 млн. 

Таким образом, если ЕС примет секторальные экономические санкции, и два важнейших экспортных сектора попадут под их действие, то только их прямые финансовые потери могут составить $1,3 млрд. Это 4,5% в экспорте товаров и 3,5% в общем объеме экспорта товаров и услуг. Присоединение к ним Великобритании увеличит возможные потери до $2,1 млрд. Это 7,2% от объема экспорта товаров и 5,7% –  товаров и услуг. Переориентация этих объемов на другие рынки будет непростой задачей. Впрочем, таких объемов нефтепродуктов может и не быть в свете появившейся информации о том, российские поставщики не планируют поставлять нефть на белорусский "Нафтан", опасаясь вторичных американских санкций.   

МАЗ и БелАЗ поменяют комплектацию

Экономические санкции стали частью 4-го санкционного пакета, принятого на этой неделе. В него попали 7 предприятий. Пять из них – это частные компании, финансово-экономические показатели работы которых не опубличиваются. В постановлении Совета ЕС говорится о том, что эти компании "участвуют в финансировании режима", за что и оказались под санкциями, однако их непубличность не позволяет оценить масштабы этого финансирования и, соответственно, возможных потерь. В данном случае пострадают в первую очередь собственники этих компаний. Государственная казна может потерять налоги, сотрудники – зарплату или даже рабочее место.

маз

В списке также оказались два государственных предприятия –  "МАЗ" и "БелАЗ". Их деятельность более прозрачна. Из отчетности МАЗ видно, что предприятие никак нельзя отнести к высокорентабельным – чистая прибыль за 2020 год составила всего лишь 142 тыс. рублей, что эквивалентно примерно $55 тыс. Эксперты всегда подчеркивали, и чиновники с этим соглашались, что оно скорее выполняет социальную функцию, обеспечивая занятость – среднесписочная численность работающих на МАЗе в 2020 году составляла 15387 человек. 

Основные рынки – Россия, Украина. В условиях санкций завод может лишиться возможности закупать немецкие двигатели Mercedes и коробки переключения передач (Allison, Mercedes, ZF) и вынужден будет заменить их на китайские и российские.

"БелАЗ" - предприятие более состоятельное. Согласно данным финансовой отчетности, его прибыль в прошлом году составила 30,8 млн. рублей, а это более $12 млн. Причем, это не типичный результат – в допандемийном 2019 году предприятие заработало в 8,6 раз больше прибыли – 265,6 млн. рублей. БелАЗы в 2020 году поставлялись в 13 стран мира, в том числе европейские – Польшу (7), Болгарию (3). В общем объеме экспорта большегрузов это 2,3% в натуральном выражении и 1% –  денежном. Проблемы могут возникнуть с поставкой комплектующих, в частности американских и немецких двигателей, что в конечном итоге может повлиять на объемы производства и продаж.

Валентина Вешторт