Депутаты Палаты представителей Национального собрания в минувший четверг приняли в первом чтении проект закона "Об изменении законов по вопросам защиты суверенитета и конституционного строя".

Документ был подготовлен с учетом предписаний декрета №2 "О защите суверенитета и конституционного строя", который 9 мая подписал президент Александр Лукашенко на случай своей гибели.

Законопроектом, который в пятницу опубликован на Национальном правовом интернет-портале, предусматривается внесение изменений в законы "О Вооруженных Силах Республики Беларусь", "О чрезвычайном положении" и "О военном положении". Разбираемся, какие новации содержатся в документах.

армия6.png

Особые обстоятельства и тайное голосование Совбеза

Так, в законодательстве появляется новое основание для введения чрезвычайного или военного положения – "особые обстоятельства". И в законе "О чрезвычайном положении", и в законе "О военном положении" особые обстоятельства определены следующим образом:

В случае гибели Президента Республики Беларусь в результате покушения на его жизнь, совершения акта терроризма, внешней агрессии, вследствие иных действий насильственного характера.

Решение о введении чрезвычайного или военного положения принимает Совет безопасности, его указания обязательны для всех госорганов и подлежат немедленному исполнению.

При этом отмечено, что решения Совбеза "принимаются путем тайного голосования большинством голосов постоянных членов Совета Безопасности Республики Беларусь, но не менее чем двумя третями голосов от их общего числа".

Напомним, в настоящее время постоянными членами Совбеза являются 10 человек (6 представляют силовые структуры, 4 – гражданские):

  • премьер-министр, 

  • председатель Совета Республики Национального собрания, 

  • председатель Палаты представителей Национального собрания, 

  • глава Администрации президента, 

  • государственный секретарь Совбеза, 

  • председатель Комитета государственного контроля, 

  • генеральный прокурор, 

  • министр внутренних дел, 

  • министр обороны, 

  • председатель Комитета государственной безопасности. 

Привлечение Вооруженных сил

В соответствии с законопроектом по вопросам защиты суверенитета и конституционного строя теперь Вооруженные силы могут привлекаться "для решения задач в составе государственной системы реагирования на акты терроризма, деятельность террористических организаций, незаконных вооруженных формирований и массовые беспорядки".

Ранее привлечение Вооруженных сил для выполнения задач, не связанных с обеспечением военной безопасности и вооруженной защиты Республики Беларусь, ее суверенитета, независимости, территориальной целостности и конституционного строя, не допускалось, за исключением случаев необходимости защиты населения и оказания ему помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций.

В обновленном законе на военнослужащих при этом распространяются положения законодательства о внутренних войсках в части, касающейся условий, порядка и пределов применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, гарантий правовой и социальной защиты, личной безопасности военнослужащих, членов их семей и близких.

Чрезвычайное положение при мятеже

Новая редакция закона "О чрезвычайном положении" уточняет одно из оснований его введения. В частности, это "попытки насильственного изменения конституционного строя, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, межнациональные и межконфессиональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан".

Чрезвычайное положение и военные

В обновленном законе "О чрезвычайном положении" расширяются задачи, которые должны выполнять военные при его введении. Ранее таких задач было 3 (статья 17):

  • поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное положение, и выезда с нее;

  • охрана объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, и объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также окружающей природной среды;

  • участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасении жизни людей в составе сил государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Теперь же военные должны также предупреждать и пресекать беспорядки, обеспечивать охрану общественного порядка и общественной безопасности; а также обеспечивать безопасность лиц и объектов, подлежащих государственной охране.

Запрет на СМИ

Новая редакция закона "О чрезвычайном положении" расширяет перечень чрезвычайных мер и временных ограничений при введении чрезвычайного положения.

Так, предусмотрено приостановление (прекращение) выпуска средств массовой информации, действия свидетельств о государственной регистрации издателей, изготовителей и распространителей, действия лицензии на осуществление полиграфической деятельности и деятельности в области вещания. Помимо того, ограничивается доступ к интернет-ресурсам, сетевым изданиям. Ранее такие ограничения не предусматривались.

Кроме того, в условиях чрезвычайного положения, введенного при наличии беспорядков, ограничивается свобода СМИ, в том числе путем приостановления деятельности по распространению продукции телевизионных, радиовещательных и печатных средств массовой информации, приостановление действия разрешений на распространение продукции иностранного средства массовой информации на территории. Также устанавливается особый порядок аккредитации журналистов СМИ и порядок введения цензуры. Их определяет комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение.

Ранее при чрезвычайном положения, введенном при наличии беспорядков, предусматривалась только предварительная цензура в СМИ, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники и установление особого порядка аккредитации журналистов.

***

Проект закона "Об изменении законов по вопросам защиты суверенитета и конституционного строя" должен пройти еще одно чтение в нижней палате парламента и получить одобрение Совета Республики.