Начинаются летние каникулы и у родителей школьников традиционно возникает дополнительная головная боль - ребенок будет проводить все свое свободное время в телефоне и за компьютером. Психолог Психотерапевтического центра Сергея Шиманского Алина Пушкарева рассказала Смартпресс, так ли это плохо, как принято считать и как распознать нездоровую привязанность.
Интернет не равно "абсолютное зло"
"Действительно, мы все сейчас включены в интернет-пространство очень активно. Подростки – не исключение. Социальные сети, развлекательный контент, разнообразные игры с самыми широкими опциями – это и многое другое является современной реальностью взрослых и детей", - говорит специалист.
По словам Алины Михайловны, как и у любой части реальности, у интернета есть разные стороны, положительные и отрицательные.
"Если говорить о плюсах, то, например, подросток может получать самую свежую информацию по любой интересующей теме со всего мира; иметь доступ к новым знаниям и навыкам, можно заниматься самообразованием; интернет позволяет общаться с единомышленниками, где бы подросток ни жил", - отмечает психолог.
При этом, она подчеркивает, что конечно, есть риски бесцельного серфинга в сети и потребления контента, который ничего полезного в себе не несет. "Важно понимать, что интернет не исключительно плохой или исключительно хороший. Это просто инструмент, которым нужно уметь пользоваться. При этом не отказываясь от всего остального, что есть в жизни. Подросток может получить большую пользу от работы и отдыха за компьютером, но взрослые способны научить и объяснить подростку, как это делать. Какие правила безопасности в сети, какой контент более полезный, и при этом интересный, как себя вести в различных ситуациях, возникающих при работе за компьютером", – говорит психолог.
Важен контакт между родителем и ребёнком
По словам психолога, не стоит перекладывать ответственность на неодушевленной предмет, именно взрослые могут уберечь подростка от болезненной привязанности к гаджету.
"Хорошо, если родители внимательны к состоянию ребёнка, общаются с ним, узнают его мнение о различных сторонах жизни, поддерживают его, если возникают трудности, помогают их преодолевать, гордятся успехами"
Специалист отмечает, что "если у ребёнка есть заинтересованный в контакте с ним родитель, интересующийся и поддерживающий его, то вероятность того, что он станет зависим от интернета, минимальна".
Как понять, что ребенок зависим, а не просто чем-то увлечен
Тревожными сигналами, которые могут указывать на то, что ребенок, действительно, зависим от гаджета или интернета являются:
-
Резкие заметные изменения в социальном поведении: ранее общительный ребенок почти не общается с друзьями или родителями, а всё больше времени проводит в соцсетях. Компьютер как лучший друг;
-
Существенное снижение школьной успеваемости: кое-как наспех сделанные уроки, а то и вовсе не сделанные – лишь бы скорее "попасть" в телефон, компьютер;
-
Болезненная реакция на все, что отрывает ребёнка от монитора – иногда даже предложения еды, отдыха, игр вне гаджета;
-
Пренебрежение уходом за собой: перестает следить за своим внешним видом, может не умываться, не мыться и не расчёсываться по несколько дней;
-
Траты финансов на интернет-игры. Так, туда уходят все карманные деньги, а когда их не хватает, подросток может даже обманывать или украсть.
Что делать, если обнаружили зависимость
"Подросток может погрузиться в виртуальный мир полностью, если у него возникают проблемы в реальной жизни, общении с другими людьми; тогда он ищет то, что ему не хватает в других местах – в книгах, просмотрах TV, компьютере. Убрав компьютер, мы не решим эти вопросы, здесь подросток нуждается в помощи в налаживании реальной жизни. Нужно работать с первопричинами, а не обвинять во всём пространство социальных сетей", - отмечает психолог.
Специалист рекомендует для начала заняться выстраиванием отношений с подростком. "Если ребёнок не хочет обращаться к специалисту, родители могут пообщаться с психологом сами. Последний подскажет, как наладить общение с ребёнком, что можно предпринять, чтобы ситуация изменилась к лучшему".
"Нередко случается, что в семье действуют "двойные стандарты": родители могут запрещать ребенку пользоваться компьютером, при этом сами явно демонстрируют зависимое поведение, проводя все свободное время в социальных сетях или компьютерных играх", - отмечает психолог.
Подросток почти всегда за основу своего поведения выберет не слова о том, что что-то можно, а что-то нельзя, а действия. Поэтому родителям стоит начать работать над собой - подавать собственный пример здоровых отношений с виртуальным миром.