Белорусский политолог Ольга Харламова сегодня в Смартэфире высказалась о том, что последнее выступление президента Александра Лукашенко очень похоже на возвращение в Беларусь публичной политики, а западные санкции против "Белавиа" бьют по белорусам, которые раздумывали о прощании с родиной. Харламова отметила, что уверенно прогнозировать что-то можно будет в конце недели - когда пройдут встречи в Минске и Сочи.
Публичная политика
Политолог считает, что сейчас в Беларуси происходит возвращение публичной политики. По ее мнению, в основном белорусов всегда информировали уже о свершившихся политических актах: "А вчера мы видели, ну если можно так сказать, производственный момент - мы видели эмоциональную реакцию на те события, которые произошли даже не в воскресенье, а в понедельник. Вот мы стали такими свидетелями появления, возрождения белорусской публичной политики".
"Было озвучено очень много версий событий, которые произошли в воскресенье, вместо того, чтобы изначально сказать ту версию, которая является реальной", - считает Харламова.
Она отметила, что это было, наверное, первое за долгое время выступление, которое не транслировалось в полном объеме на всех белорусских каналах.
Протасевич и авиационная изоляция
Комментируя мнение о сравнении ценности ареста блогера Романа Протасевича и последовавшей потом авиационной блокады Беларуси, политолог подчеркнула, что такое сравнение исключительно неуместно: "Не важно какой это блогер - известный, неизвестный, нужный, ненужный. Это человек, это жизнь, это судьба. И жизнь человека - она бесценна. Она является высшей ценностью и мерилом всего".
Однако же и воздушная изоляция Беларуси, по ее мнению, это тоже чьи-то жизни: "Это жизни людей, которые остались здесь и у которых может возникнуть потребность покинуть территорию Республики Беларусь. И если до воскресенья возможность покинуть территорию Беларуси было немного, но они были и они были реальными, то вот начиная, наверное, со вчерашнего дня, этих возможностей, этих запасных последних дверей осталось гораздо меньше".
"История с поимкой одного блогера она стоит жизни, стоит судьбы, стоит здоровья не только этому блогеру. Это ещё и жизни не одного десятка, дай бог чтоб только десятка, граждан Беларуси", - сказала Харламова.
Есть две составляющие
В поведении белорусских властей в ситуации с самолетом Ryanair политолог видит две составляющие. "Первая - это ощущение безнаказанности. Когда делать можно всё и за это ничего не бывает - возникает ощущение того, что ты всемогущ. Но есть нюансы - ты всемогущ на территории отдельно взятого государства. И до тех пор, пока ты реализуешь своё всемогущество во внутренней политике, механизмов на тебя влиять не так много, - отметила Харламова. - Но когда ты пытаешься вот это вот всемогущество перенести вовне, то ты сталкиваешься с совсем с другими механизмами, совсем с другими возможностями и совсем с другими реакциями".
"И второе - был достаточно скрупулёзно изучен предыдущий опыт и возвратов самолётов, и принудительной посадки в разных ситуациях на территории разных государств. И были сделаны выводы - а за это ничего не бывает", - считает она.
Не первая ситуация "на грани"
"Это не первая ситуация "на грани", которую спровоцировала белорусская власть. И по сумме вот этих ситуаций терпение закончилось", - сказала Харламова.
По ее словам, пока рано говорить об оформленной реакции Запада: "Я считаю, что мы пока еще реакции как таковой не имеем. Мы пока имеем дело с началом реакции, с такой своеобразной попыткой показать, что может быть. Потому что нет окончательного решения Совета Европы. На сегодняшний момент есть попытка создать это решение. Но оно не утверждено, оно еще не действует. Нету и решения ИКАО".
Санкции ради санкций и "Белавиа" как "дорога жизни"
По мнению Харламовой, некоторые западные санкции против белорусской власти кажутся бессмысленными, это такие "действия ради действия, а не ради достижения цели". "Возможно, это тоже имеет место быть Но не в том случае, когда страдают люди", - заметила политолог.
"Белавиа" - это для кого-то последняя возможность спастись. Ну даже если не спастись самому - спасти свою семью в той ситуации, которая сегодня сложилась в Беларуси. И введение санкций против "Белавиа" - это санкции не против действующей власти. Это санкции, которые не позволят изменить ситуацию в Беларуси. Это санкции, которые могут привести к абсолютно обратным последствиям", - сказала Харламова.
Это всё придумал Черчилль в восемнадцатом году
Такие западные меры, по ее мнению, озлобят многих людей, которые колеблются и не приняли еще решения - тех, кого называют "болотом" - с установками "мы не занимаемся политикой, нас политика не интересует".
"Так вот введение санкций против "Белавиа" - это та ситуация, которая заставит их интересоваться политикой. И не просто заставит, а которая вынудит их резко отрицательно отнестись к Европе, к оппозиции", - считает политолог.
По ее словам, "белорусы, которые 26 лет ничем не интересовались" с ценностями "чарка и шкварка" будут обработаны пропагандой с помощью манипуляций восприятием. "И у них просто сформируют, вызовут негативные эмоции в отношении тех людей, тех лидеров, тех ситуаций, о которых не хотелось бы, чтобы люди думали негативно", - отметила Харламова.
Широкие и крепкие объятия России
По мнению политолога, из-за санкций против "Белавиа" свои не бесплатные услуги может предложить российский "Аэрофлот", и это выглядит как часть интеграции: "И вот такие вот санкции, вот такие вот действия - они подталкивают Беларусь. Они просто не оставляют белорусской власти других путей, других возможностей, кроме как максимально экономически интегрироваться с Россией".
Вчерашнее выступление Лукашенко в Овальном зале Харламова считает возможной реакцией на переговоры, гарантии и условия, которые выставлены Россией: "Мы сами понимаем, что воскресные события в той или иной степени, в том или ином объеме имели за собой еще одного игрока - не только Беларусь, но еще и Российскую Федерацию. И вот то, в каком объеме РФ участвовала, в каком качестве она принимала участие - это поспособствовало и вчерашнему выступлению, такому достаточно агрессивному поведению Лукашенко и агрессивной реакции на воскресные, ну и самое главное, на события понедельника - когда начало "закрываться" небо".
"Вот те гарантии, те договоренности, которые скорее всего имели место, они по каким-то условиям, по каким-то причинам, похоже, не подтвердились. И вот это вот вчерашнее резкое выступление - это не только реакция на воскресенье, и понедельник, и на Европу. Это еще и реакция на дружественную страну, которая гарантировала, обещала одно и не выполнила то, что обещала. Ну и сегодняшний визит Мишустина и объявленный позавчера еще возможный визит Лукашенко в Россию - это звенья одной цепи, это тоже связанные с воскресной ситуацией события", - думает Харламова.
По ее словам, "интеграционные объятия” России станут "не просто шире, они будут ещё и крепче". И все зависит от того, как мы закончим эту неделю: "Я имею в виду эту неделю не только с ИКАО, не только с европейскими решениями. Прежде всего это визит Мишустина и объявленный визит Лукашенко в Сочи".
Выход для Лукашенко
Прогнозировать будущее можно будет по результатам визитов Мишустина и Лукашенко. В конце недели станет ясно - ждут ли Беларусь "широкие и крепкие" объятия России или Лукашенко попытается в очередной раз сманеврировать. "Ему скорее всего продемонстрировали, что ждет. Но оставили еще лазейку, оставили возможность из этого угла, в который, по большому счёту, он сам себя загнал, выйти. И вот если он этот выход сможет увидеть, если он этот выход сможет реализовать - тогда конечно определенный коридор возможностей ещё есть", - считает политолог.
"Если он его не увидит, либо, что скорее всего, если он решит им не воспользоваться, то от коридора останется мышиный лаз", - заключила Харламова.