Департамент по авиации "в качестве доказательства, что на решение экипажа рейса RF4978 не оказывалось давление, угрозы и принуждения", представил часть записи переговоров пилота самолета Ryanair и диспетчера. 

Текст опубликован на сайте департамента, в скобках перевод Смартпресс: 

“Выписка из магнитофонной записи фразеологии радиообмена экипаж-диспетчер за 23.05.2021 г, рейс RYR1TZ РДЦ Запад:

Pilot: 09:28:58 Minsk, Good day, RYR 1TZ, FL390 approaching SOMAT

ATC:09:29:04 RYR 1TZ, Minsk Control, good afternoon, radar contact.

ATC: 09:30:49 RYR 1TZ, Minsk

Pilot: Yes, go ahead. 

ATC: RYR 1TZ for your information, we have information from special services that you have bomb on board and it can be activated over Vilnius. (К вашему сведению, у нас есть информация от спецслужб о том, что у вас на борту находится бомба, которая может быть приведена в действие над Вильнюсом).

Pilot: 1TZ Standby. (Подождите)

Pilot. 09:31:17: Ok RYR 1TZ could you repeat the message? (Вы можете повторить?)

ATC: RYR 1TZ, I say again we have information from special services that you have bomb on board. That bomb can be activated over Vilnius. (Повторяю, у нас есть информация от спецслужб о том, что у вас на борту находится бомба. Эта бомба может быть приведена в действие над Вильнюсом).

Pilot: Roger that, standby. (Вас понял)

ATC: 09:31:42: RYR 1TZ for security reason we recommend you to land at UMMS. (В целях безопасности рекомендуем вам посадку в UMMS)

Pilot: Ok...that..it..understood give us alternate please. (Ok понятно, дайте нам, пожалуйста, альтернативу)

Pilot:09:32:59: RYR 1TZ

ATC: RYR 1TZ

Pilot: The bomb....direct message, where did it come from? Where did you have information about it from? (Бомба....откуда получено прямое сообщение, откуда оно пришло, Откуда у вас информация?)

ATC: RYR 1TZ stanby please. (Подождите, пожалуйста)

ATC: 09:33:42: RYR 1TZ

Pilot: Go ahead. (Продолжайте

ATC: RYR 1TZ airport security stuff informed they received e-mail. (Служба безопасности аэропорта сообщила, что они получили e-mail)

Pilot: Roger, Vilnius airport security stuff or from Greece? (Понял, служба безопасности аэропорта Вильнюса или из Греции?)

ATC: RYR 1TZ this e-mail was shared to several airports. (Этот e-mail поступил в несколько аэропортов)

Pilot: Roger, standby. (Понял, подождите)

Pilot:09:34:49: Radar, RYR 1TZ.

ATC: RYR 1TZ.

Pilot: Could you give us frequency for (unreadable) company so that we would be able to (unreadable). (Дайте частоту для (неразборчиво) компании, чтобы мы могли (неразборчиво

ATC: RYR 1TZ say again what frequency do you need. (Повторите какая частота вам нужна)

Pilot: We just need to quawk with the operation of the company, if there any frequency for that (unreadable).

ATC. Do you need RYR operation frequency?

Pilot: That is correct 1TZ.

ATC: Standby please.

ATC: RYR 1TZ ,Standby please

Pilot: Standing-by.

Pilot:09:39:30: RYR 1TZ Any adverts?

ATC: RYR 1TZ Standby, waiting for the information.

Pilot: Could you say again that I have to call for the airport that authorities ...(unreadable) to divert to.. (Можете снова сказать, что я должен позвонить в аэропорт что власти ...(неразборчиво) изменить маршрут на...)

ATC: RYR 1TZ  I read you THREE, say again please.

Pilot:09:39:57: Radar, RYR 1TZ .

ATC : RYR 1TZ ,Go.

Pilot: Can you say again the IATA code of the  airport that authorities recommended us to divert to? (Можете снова назвать код аэропорта в IATA, в котором власти рекомендуют посадку?)

ATC: RYR 1TZ roger, standby please. (Понял, подождите

Pilot: OK, I give you (unreadable) can you say again IATA code of  the  airport that authorities have recommended us to divert to? (неразборчиво) Можете снова назвать код аэропорта в IATA, в котором власти рекомендуют посадку?)

ATC: RYR 1TZ Standby. (Подождите)

Pilot: Standby, Roger. (Подождите, Понял)

ATC :09:41:00: RYR 1TZ .

Pilot: Go ahead. (Продолжайте)

ATC: IATA code is MSQ. (Код IATA MSQ)

Pilot: can you say again please? (Повторите)

ATC:IATA code  MSQ. (Код IATA MSQ)

Pilot: MSQ, thanks. (MSQ, спасибо)

Pilot: 09:41:58: RYR 1TZ Again, this recommendation to divert to Minsk where did it come from?Where did it come from?Company? Did it come from departure airport authorities or arrival airport authorities? (Еще раз, эта кто дал эту рекомендацию изменить маршрут на Минск? От кого эта рекомендация? От компании? От властей аэропорта вылета или от властей аэропорта прилета?)

ATC: RYR 1TZ   this is our recommendations. (Это наша рекомендация)

Pilot: can you say again? (Повторите?)

ATC: RYR 1TZ   this is our recommendations. (Это наша рекомендация)

Pilot : unreadable. (Неразборчиво)

Pilot:Did you say that your recommendation? (Вы сказали ваша рекомендация?)

ATC: RYR 1TZ   , Charlie-Charlie. (Принято правильно)

ATC: 09.42.49: RYR 1TZ we have ground stuff frequency for Vilnius 131.750 (У нас частота наземной службы для Вильнюса 131.750)

Pilot. 131.75 and we have contact...(unreadable). (а у нас контакт...(неразборчиво).

ATC:09:44:38 RYR 1TZ  advise your decision please? (Сообщите о своем решении, пожалуйста)

Pilot: Radar ,RYR 1TZ

ATC:RYR 1TZ  advise your decision please. (Сообщите о своем решении, пожалуйста)

Pilot; 09:44:52: I need answer the question what is the code of the (unreadable) green, yellow or amber red. (Мне нужен ответ на вопрос, какой код (неразборчиво) зеленый, желтый или оранжевый).

ATC: Standby. (Подождите)

ATC:09:45:09 RYR 1TZ  they say code is red. (Они говорят код красный)

Pilot: Roger that, in that case we request holding at present position. (Понял, тогда мы просим оставаться в текущей позиции)

ATC: RYR 1TZ   Roger, hold over your position, mantain FL390 turns at own discretion. (Понял, выполняйте полет в прежней позиции, держите эшелон FL390 повороты по своему усмотрению)

Pilot; Ok holding at our discretion at present position mantaining FL390 RYR 1TZ. (Ok удерживаем по своему усмотрению в текущей позиции эшелон FL390 RYR 1TZ)

Pilot:09:47:12: RYR 1TZ  we are declaring an emergency MAYDAY, MAYDAY, MAYDAY RYR 1TZ. our intentions would be to divert to Minsk airport (Мы объявляем чрезвычайную ситуацию MAYDAY (сигнал бедствия) MAYDAY, MAYDAY, MAYDAY RYR 1TZ. Мы собираемся отклониться от маршрута в сторону аэропорта Минска)

   ATC: RYR 1TZ  MAYDAY, Roger.Standby for vectors. (Понял. Подождите векторов)

Pilot: Standby RYR 1TZ .

Pilot: 09:48:10 RYR 1TZ request descent to 10000 feet. (Запрашиваю снижение к высоте 10000 футов)

(Дальше в основном технические переговоры по снижению – примечание переводчика)

ATC: RYR 1TZ , descend FL100.

Pilot: descend (unreadable) RYR 1TZ .

ATC:RYR 1TZ   from present position cleared direct  point KOLOS : Kilo Oscar Lima Oskar Sierra.

Pilot: Direct to KOLOS RYR 1TZ.

ATC:09:50:15 RYR 1TZ how do you read me?

Pilot: I read you 5 RYR 1TZ .

ATC: Roger.

ATC:09:50:24:  RYR 1TZ  do you need any aerodrome details and  weather information?

Pilot : We can (unreadable )ATIS from Minsk ...enough.

ATC: RYR 1TZ  do you need ATIS frequency?

Pilot: We got it.09:It is 128.850, 1 TZ.

ATC:09:51:50: RYR 1TZ

Pilot: 1TZ , go ahead.

ATC: RYR 1TZ  KOLOS 2H arrival, RW in use 31R and if you need vectors advise.

Pilot: Ok, KOLOS.. could you say the (unreadable).

ATC: KOLOS 2H arrival.

Pilot: KOLOS 2H arrival, RW 31R, RYR 1TZ 

ATC: And ATIS frequency is 128.850

Pilot: 28.85.

ATC:09:52:29: RYR 1TZ and advise passengers on board and if any dangerous goods on board. (И спросите пассажиров на борту, есть ли опасные грузы на борту).

Pilot: No dangerous goods, standby...and we need 130 to avoid. (Нет опасных грузов на борту)

Pilot:09:53:00 RYR 1TZ  turning heading 130 to avoid.

ATC: RYR 1TZ  roger heading 130 report clear of weather.

Pilot: WILCO.

Pilot :09:54:45: RYR 1TZ    persons on board is 133.

ATC: Persons on board  133 copied thank you.

ATC:09:55:33 RYR 1TZ  when ready report estimating time of arrival.

Pilot: 09:56:48: RYR 1TZ request descend 9000 feet.

ATC: RYR 1TZ descend FL90.

Pilot. Descend FL90, RYR 1TZ .

ATC: 09:57:12: RYR 1TZ  now contact Minsk approach on 125.9.

Pilot: 125.9, RYR 1TZ”.

Ранее Департамент по авиации пригласил представителей ИКАО, IATA, EASA, а также представителей авиационных властей гражданской авиации ЕС и США для расследования ситуации с самолетом Ryanair.

Как сообщалось, 23 мая в Национальном аэропорту Минск из-за ложного сообщения о минировании  совершил вынужденную посадку самолет авиакомпании Ryanair, летевший рейсом Афины-Вильнюс. Позже выяснилось, что на борту находился бывший главный редактор интернет-ресурса NEXTA, признанного в Беларуси экстремистским, Роман Протасевич. Он был задержан.

24 мая  директор Департамента по авиации Минтранса Артём Сикорский на брифинге в Минске сообщил, что  сообщение о заминировании самолета Ryanair поступило по электронной почте в Национальный аэропорт Минск от имени движения ХАМАС. Представитель ХАМАС Фаузи Бархум заявил, что группировка "абсолютно не имеет отношения"  к сообщению о минировании.

В Беларуси создана комиссия по расследованию инцидента с самолетом Ryanai. По факту ложного сообщения СК Беларуси возбудил уголовное дело.