Пилот "Аэрофлота" Андрей Литвинов прокомментировал инцидент с самолетом Ryanair, который был вынужден совершить посадку в аэропорту Минска. Эксперт заявляет, что сам бы в такой ситуации совершил посадку в аэропорту Вильнюса, а при "принуждении к другим действиям" – подал бы сигнал бедствия.
"В свете последних событий, мне задают вопрос, что бы сделал я на месте командира, которого "минируют",а потом перехватывает истребитель? Отвечаю: 1.Занимаюсь спасением самолёта и пассажиров. 2.Принимаю решение на посадку на ближайшем аэродроме, а это Вильнюс. 3. Сообщаю о своём решении диспетчеру", - написал Литвинов в соцсетях.
По его словам, если бы его принудили к другим действиям – включил бы сигнал бедствия и доложил на аварийной частоте о нападении на воздушное судно.
Далее он бы настоял на посадке на том аэродроме, на который было принято решение, исходя из воздушной обстановки, метеопрогноза, годности аэродрома и т.д.
“Если возникает реальная угроза, то следую за истребителем, но на земле требую консула и СМИ”, - рассказал о своих действиях пилот.
Какие документы регулируют действия командира воздушного судна?
Ситуацию с рейсом Афины-Вильнюс разобрал эксперт Украинского института будущего и блогер Игорь Тышкевич. В частности, он обратил внимание, что существуют ключевые международные документы, которые регулируют сферу гражданской авиации: Конвенция о гражданской авиации, утвержденная IKAO, и Конвенция о преступлениях и других актах, совершаемых на борту воздушных судов.
Согласно Конвенции о гражданской авиации высшим должностным лицом с момента запуска двигателя и до момента, когда он заглушен, является командир. Однако по общепринятым нормам для безопасности полетов он подчиняется наземному диспетчеру. В случае если не подчиняется - он берет на себя ответственность за решение, но теоретически нарушает Конвенцию.
Согласно Конвенции о преступлениях и других актах, совершаемых на борту воздушных судов, если есть сообщение о минировании или другом ЧП (не важно из какого источника) - командир или наземные службы сообщают об этом друг другу, и экипаж также выполняет команды наземного диспетчера.
На борт распространяется юрисдикция того государства, в котором зарегистрирован самолет (в случае с Ryanair - это различные страны) до тех пор, пока в исключительных случаях командир передает ответственность национальным органам другого государства и они принимают ответственность за судно, лиц и имущество на борту - ст. 5-2 Конвенции о преступлениях и других актах.
Мог ли самолет продолжить полет в Вильнюс?
-
скорее всего да, если бы это был самолет национальной авиакомпании, который бы принял решение лететь в “домашний аэропорт”
Поднимается ли авиация в случае сообщений о ЧП?
-
такие случаи бывали
Могли ли пассажиры избежать высадки, досмотра и последующего ареста?
-
нет, при угрозе минирования все пассажиры и багаж досматриваются
Как сообщалось, 23 мая в Национальном аэропорту Минск Минске из-за ложного сообщения о минировании совершил вынужденную посадку самолет авиакомпании Ryanair, летевший рейсом Афины-Вильнюс.
Министерство обороны Беларуси сообщило, что после того, как поступило сообщение о минировании и направлении борта в Минск вместо Вильнюса, его сопровождал истребитель МиГ-29.
Позже выяснилось, что был задержан белорус, летевший этим рейсом - Роман Протасевич, главный редактор телеграм-канала, который в Беларуси признали экстремистским.
Данный инцидент осудили многие европейские политики и МИДы различных стран, а также генсек НАТО.