Бизнес-сообщество просит власти Беларуси ввести мораторий на практику доначисления налогов и штрафных санкций при применении пункта 4 статьи 33 Налогового кодекса до урегулирования этой проблемы в соответствующем нормативном правовом акте.
С такой инициативой выступили Белорусская научно-промышленная ассоциация (БНПА) и Республиканский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Предложения направлены в Администрацию президента, правительство, Конституционный суд и Верховный суд.
Справочно: Согласно пункту 4 статьи 33 НК, налоговая база и (или) сумма подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) по результатам проверки подлежат корректировке при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
установление искажения сведений о фактах (совокупности фактов) совершения хозяйственных операций, об объектах налогообложения, подлежащих отражению плательщиком в бухгалтерском и (или) налоговом учете, налоговых декларациях (расчетах), а также в других документах и (или) информации, необходимых для исчисления и уплаты налогов (сборов);
основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора);
отсутствие реальности совершения хозяйственной операции (включая случаи, когда фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права).
Как сообщили Смартпресс в бизнес-союзах, практика реализации пункта 4 статьи 33 НК с первых дней ее применения столкнулась с рядом проблем. Так, несмотря на данные Верховным судом разъяснения, остро стоит проблема по вопросу исчисления и уплаты налогов, совершенных хозяйствующими субъектами до 1 января 2019 года (то есть до вступления в силу новой редакции НК).
БНПА и РСПП отмечают, что контролирующие органы, проводя проверки предприятий за периоды до 1 января 2019 года по правилам, установленным пунктом 4 статьи 33 НК, и действующим уже после этой даты, принимают решения, которые приводя к изъятию в бюджет существенных сумм в виде доначисленных налогов и штрафных санкций. "Это ведет к ликвидации хозяйствующих субъектов, увольнению работников и другим негативным последствиям для экономики и социальной сферы. При этом ранее уплаченные хозяйствующими субъектами налоги не принимаются в зачет при определении размера доначисленных налогов и штрафных санкций", - констатировали эксперты.
В РСПП подчеркивают, что такая практика идет в разрез с применяемыми более 15 лет усилиями государства по стимулированию деловой инициативы и развитию регионов, созданию новых рабочих мест.
В бизнес-союзах отметили, что вопрос о ретроактивном применении норм пункта 4 статьи 33 НК и о методологии расчета сумм доначисляемых налогов был предметом обсуждения в министерстве по налогам и сбором. МНС, в частности, указало, что применение данной нормы показало "увеличение уровня недобросовестности бизнеса, применяемые меры в отношении хозяйствующих субъектов являются мерами ответственности и не позволяют учитывать при расчете сумм недоплаченных налогов суммы налогов ранее уплаченные хозяйствующими субъектами".
В то же время, обратили внимание в бизнес-союзах, МНС не учитывал практику применения аналогичных норм в НК Российской Федерации. Доначисляя налоги по результатам проверок, контролирующий орган должен рассчитать их сумму с учетом сумм тех налогов, которые плательщик уже уплатил в бюджет по своей деятельности, несмотря на то, что уплата в бюджет могла быть в виде другого налога, например, налога при УСН.
Применяемый в Беларуси контролирующими органами указанный ретроактивный подход "влечет убытки реального сектора экономики, уничтожение малых предприятий (КФХ, небольшие мебельные производства и т.п.), ведет к росту безработицы, увеличению социального напряжения, недовольству экономической, фискальной и карательной политикой государства", - уверены в РСПП.
Для разрешения этих проблем нужен мораторий на применяемую в настоящее время практику доначисления налогов и штрафных санкций при применении пункта 4 статьи 33 НК до урегулирования этой проблемы в соответствующем нормативном правовом акте, полагают в бизнес-союзах.
Кроме того, Верховному суду следует провести анализ практики рассмотрения судами дел, связанных с применением пункта 4 статьи 33 НК (экономических, дел об административных правонарушениях, уголовных дел), и по результатам анализа принять соответствующее постановление его пленума или рекомендации по урегулированию рассматриваемой проблемы в ином нормативном правовом акте.
Конституционному суду предложено также рассмотреть вопрос о пересмотре его решения от 22.12.2018 № Р-1159/2018 "ввиду выявившейся в правоприменительной практике неполноты и неопределенности предписаний пункта 4 статьи 33 НК".