Новый закон об адвокатской деятельности может негативно отразиться на выполнении главной задачи адвокатуры - оказании юридической помощи, так как создаёт предпосылки для самоцензуры, с одной стороны, и возможности воздействовать на адвокатов, заявил Дмитрий Лаевский
"Эти изменения выводят на новый уровень возможности вмешательства в адвокатскую деятельность со стороны государственного аппарата, возможности по устранению активных адвокатов из профессии, возможности не допустить в профессию "не согласованных" Минюстом людей, которых после 2020 года в среде претендентов на адвокатский статус будет предостаточно", - написал Лаевский в своем аккаунте в Facebook.
Он обратил внимание на ряд новаций проекта закона. Так, советы коллегий адвокатов будут формироваться из людей, согласованных Минюстом. "Значит, реализовывать важнейшие полномочия в отношении адвокатов - принимать в коллегию, исключать из коллегии и рассматривать дисциплинарные производства - будут только те, кого согласовал Минюст", - заметил Лаевский.
Еще одно изменение - адвокатские бюро и индивидуальная адвокатская практика упраздняются. "Значит, адвокаты не смогут практиковать в этих формах, которые давали значительную автономию и некоторые важные свободы. Остаётся одна форма - юридическая консультация, как было до осени 2010 года", - отметил он.
Стажером, исходя из новой редакции закона, можно будет стать только с согласия Минюста. "Значит, кого Минюст не согласует, тот на стажировку не попадёт и претендовать на адвокатскую лицензию не сможет ("фильтр на входе")", - констатировал Лаевский.
"Меры, немыслимые в правовых и цивилизованных государствах", - подчеркнул он.
Лаевский при этом напомнил, что сейчас Минюст выдаёт и может прекращать лицензии на адвокатскую деятельность , может возбуждать дисциплинарные производства (в результате чего адвокат может утратить право практиковать), может вызывать на внеочередную аттестацию (на которой адвокат может быть не аттестован, в связи с чем утратит право практиковать), согласовывает кандидатуры председателей коллегий и заведующих юридическими консультациями.
"Какой эффект будет от "изменений", принятых парламентом? Этот закон может негативно отразиться на выполнении главной задачи адвокатуры - оказании юридической помощи. Потому что он создаёт предпосылки для самоцензуры, с одной стороны, и возможности воздействовать на адвокатов, с другой стороны. Защита по уголовным и административным делам, обжалование решений и действий госорганов и их должностных лиц, оспаривание результатов проверок финансово-хозяйственной деятельности в сфере бизнеса - вот сферы, которые в первую очередь будут затронуты изменением закона", - подчеркнул Лаевский.
Как сообщалось, 7 мая проект изменений закона об адвокатуре одобрен Советом Республики. До этого 16 и 30 апреля он принят в двух чтениях Палатой представителей. Следующим, завершающим этапом, является его подписание и опубликование.