Первый в мире метрополитен на электрической тяге открылся в Лондоне 4 ноября 1890 года. Это была линия протяженностью 6 километров, и называлась она Metropolitan railway. Сокращение этого названия и есть привычное нам “метро”.
Сейчас собственной “подземкой” могут похвастаться более 200 городов. Среди метрополитенов есть рекордсмены.
Самое большое по количеству станций метро находится в Нью-Йорке. На 24 линиях их насчитывается 472.
Лидер по протяженности - Шанхайский метрополитен. Суммарная длина его 20 линий - 831 километр. Эта подземка, к слову, и мировой лидер по пассажиропотоку. За прошлый год ее услугами воспользовались более 3,25 миллиарда человек.
Самую глубокую станцию метро можно найти в столице Северной Кореи Пхеньяне. Конечная станция линии Чхоллима "Пехунг" залегает на глубину около 120 метров под землей.
Самой маленькой подземкой можно назвать “Кармелит” в Израильском городе Хайфа. Здесь насчитывается 6 станций, протяженность линии - около 2 километров. Добраться от конечной до конечной станции можно всего за 10 минут.
А что же Минское метро?
Регулярное движение поездов по первой линии от "Института Культуры" до "Московской" началось 29 июня 1984 года. Участок из 8 станций построили чуть более, чем за 7 лет.
Сейчас метро Минска насчитывает 3 линии, 33 станции. Длина путей составляет около 116 километров. За 2023 год услугами столичной подземки воспользовались 233,9 миллиона пассажиров, что на 8 миллионов больше, чем годом ранее.
Продолжается строительство третьей (“Зеленолужской”) линии. Ожидается, что станции "Аэродромная", "Неморшанский сад" и "Слуцкий гостинец" заработают уже к концу этого года. В октябре по участку, на котором они располагаются, пустили пробный поезд.Метростроители сейчас заняты еще одним участком - от “Юбилейной площади” до площади Бангалор.