Лондон, 1890 год. Под землей по тоннелю впервые едет поезд на электрической тяге. Это не кадр из стимпанк-фильма, это начало новой эры: день рождения метро. Спустя 135 лет подземка превратилась в гигантскую транспортную паутину, где мощности пугают, скорости поражают, а масштабы перевозок захватывают дух. И пока в Шанхае — 800 километров рельсов, а в Пхеньяне — станция как глубокий бункер, в Минске строится четвертая линия. Рассказываем по порядку.

Сейчас собственной “подземкой” могут похвастаться более 200 городов. Среди метрополитенов есть рекордсмены.
Самое большое по количеству станций метро находится в Нью-Йорке. На 24 линиях их насчитывается 472.
Лидер по протяженности - Шанхайский метрополитен. Суммарная длина его 20 линий - 831 километр. Эта подземка, к слову, и мировой лидер по пассажиропотоку. За прошлый год ее услугами воспользовались более 3,25 миллиарда человек.

Самую глубокую станцию метро можно найти в столице Северной Кореи Пхеньяне. Конечная станция линии Чхоллима "Пехунг" залегает на глубину около 120 метров под землей.
Самой маленькой подземкой можно назвать “Кармелит” в Израильском городе Хайфа. Здесь насчитывается 6 станций, протяженность линии - около 2 километров. Добраться от конечной до конечной станции можно всего за 10 минут.
А что же Минское метро?
Регулярное движение поездов по первой линии от "Института Культуры" до "Московской" началось 29 июня 1984 года. Участок из 8 станций построили чуть более, чем за 7 лет.

Сейчас метро Минска насчитывает 3 линии, 36 станций. Длина путей составляет более 120 километров. За 2024 год услугами столичной подземки воспользовались более 250,3 млн пассажиров, что на 17 миллионов больше, чем годом ранее.

Сейчас в Минске активно прорабатывается четвертая линия метро – кольцевая. По текущему плану новая линия будет включать 16 станций, шесть из которых станут пересадочными: по две на каждую из действующих линий. Большая часть трассы кольцевой линии пройдет вдоль второго транспортного кольца. Ввод в эксплуатацию предполагается поэтапно, начнут с четырех участков.
Первый этап строительства — от строящейся станции “Парк Дружбы Народов” в районе площади Бангалор в сторону Веснянки и завершиться на улице Харьковской, на будущей станции “Тучинка”. На участке запланированы шесть станций, включая две пересадочные – на “Парк Дружбы Народов” (третий линию) и “Пушкинскую” (первую линию).
Второй участок — от Бангалор в другую сторону. Здесь планируют построить пять станций, включая пересадочные на “Академии наук” (Московская линия) и, возможно, “Тракторном заводе” или “Партизанской” (Автозаводская линия).
Третий участок соединит улицу Харьковскую с жилым комплексом “Минск-Мир”. Здесь планируют построить три станции. Четвертый участок должен замкнуть кольцо, организовав пересадку на Автозаводскую линию – на станции “Аэродромная”.