С 1 ноября в Беларуси в полноценном режиме начнет действовать реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении. Это значит, что водители такси не смогут работать без регистрации в этом реестре. По задумке Минтранса, реестр поможет "ограничить присутствие на рынке перевозок пассажиров недобросовестных перевозчиков и диспетчеров".
С другой стороны, что будет, если не все сегодняшние перевозчики захотят находиться в этом реестре? Нехватка машин? Повышение цен на такси?
Свое видение ситуации в комментарии "Смартпресс" описал один из участников этого рынка — водитель такси из Минска Михаил.
По его мнению, водителей с 1 ноября станет значительно меньше, чем есть сейчас. Даже "откровенно мало, потому что очень многие не захотят числиться в реестре".
"У меня в таксопарке процентов 30 штатных водителей сказали, что они этого не хотят. Есть еще довольно большое количество подработчиков — водителей со своими машинами, которые таксуют по вечерам или выходным дням в свободное от основной работы время. Многие из них тоже решили не вступать в реестр и прекратить свою деятельность в такси. Соответственно, водителей с машинами станет еще меньше", — считает Михаил.
В то же время уже какое-то время в Беларуси работают несколько сотен водителей, приехавших работать в белорусские таксопарки из-за рубежа, в частности из Средней Азии. Если все они зарегистрируются в этом реестре, то тем самым смогут восполнить образовавшийся пробел, полагает наш собеседник.
Михаил добавил, что меняется ситуация с арендой машин для работы в такси. "Если раньше машину в аренду было не взять, то сейчас предложения превышают спрос. Люди не хотят арендовать авто, пока не станет понятно, как будет проходить адаптация автопарков, которые подключают к себе водителей на личных либо арендованных машинах, к новым реалиям", — поясняет он.
Почему же водители не хотят регистрироваться в реестре?
На этот вопрос наш собеседник не смог ответить однозначно: "Я лично ничего плохого в этом реестре не вижу. А люди, наверное, не хотят быть пересчитанными. С моей точки зрения, смысл введения этого реестра в том, чтобы обозначить необклеенные машины как такси для того, чтобы их в потоке можно было как-то идентифицировать, проверять и контролировать. Соответственно и водителей этих авто".
Так что будет с ценами?
На днях представитель Минтранса — начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Андрей Гладкий заверил, что повышения тарифов в связи с новыми правилами работы такси не прогнозируется.
Однако собеседник "Смартпресс" считает иначе. "Мое ощущение, что 1 ноября будет взрыв цен на услуги такси", — сказал он.
А что говорит монополист белорусского рынка пассажирских перевозок?
Реестр автомобильных перевозок пассажиров заработал с 1 августа в тестовом режиме. Полноценно он начнет действовать с 1 ноября. С этой даты работать смогут только те водители и машины, которые включены в государственный реестр — базу данных, содержащую сведения обо всех компаниях-перевозчиках, транспортных средствах, диспетчерах и водителях.
Напомним, что МАРТ официально признал сервис "Яндекс Go" монополистом на рынке пассажирских перевозок Беларуси. "Смартпресс" пытался связаться с представителями компании единственным доступным способом — через службу поддержки по электронной почте. Мы хотели услышать мнение агрегатора о предстоящих новшествах в работе такси.
Но ответа за сутки так и не получили.