200 лет назад 5 мая 1821 года на острове Святой Елены в Атлантическом океане скончался бывший император французов Наполеон I. Кто-то считает его великим полководцем, кто-то оккупантом, кто-то первым архитектором единой Европы, - мнения кардинально различаются. Даже сами французы не могут похвастаться однозначной оценкой этой личности. Как воспринимали Наполеона в Беларуси, рассказал Смартпресс кандидат исторических наук, доцент Олег Трусов.
Надежды
"Наполеон предлагал нашей элите, а именно белорусским магнатам и шляхте, если они его поддержат, восстановить Речь Посполитую. В свете того, что совсем недавно произошла оккупация, три раздела Речи Посполитой, то это было бы положительным для нас шагом. Когда Наполеон вошел на территорию Беларуси, его встречали очень радостно. В Минске был большой парад", - рассказал Трусов.
Он также добавил, что ранее Наполеон отобрал у Пруссии центральную Польшу вместе с Варшавой и создал наполовину марионеточное государство – Великое Герцогство Варшавское, которое имело свою армию, национальный язык, культуру, сенат. Это, по словам историка, внушило нашей элите, что точно также будет воссоздано Великое княжество литовское как часть Речи Посполитой. "Это очень понравилось нашей шляхте, и уже с наполеоновских войн большое количество этих людей бежали через границу в армию Наполеона. Более того, в его персональной гвардии было несколько тысяч выходцев из Беларуси", - сказал Трусов.
Разочарование
Через какое-то время, по словам историка, выяснилось, что Наполеону нужно только пушечное мясо и что ничего такого, как в Польше (Великое Герцогство Варшавское – Смартпресс), он воссоздавать не собирался. "Но самое главное, Наполеон не отпустил крестьян на волю. Сначала он хотел ликвидировать крепостное право и если бы на это пошел, то даже в России отношение к нему среди крестьян было бы другое", - сказал Трусов.
Он отметил, что Наполеон вообще поставил на русское дворянство, которое ему вначале очень нравилось, так как все говорило по-французски. "Изначально он не собирался Россию завоевывать до конца. Россия должна была быть военным союзником в походах на Англию и самое главное – на Индию. Наполеон на месяц остановился в Витебске и ждал, когда Александр I предложит ему мир. Но не дождавшись, он решил взять Москву, только забыл, что столица давно не Москва, а Санкт-Петербург", - рассказал историк.
Трусов подчеркнул, что массово белорусская шляхта стала убегать из наполеоновской армии, когда стало понятно, что никакого восстановления Речь Посполитой и ВКЛ не будет. "Крестьяне же, которые так и не стали свободными, стали выступать, как говорится, с вилами против французских мародеров, которые все забирали, а женщин насиловали. Таким образом в конце войны, наши крестьяне уже вместе с русскими выступали против Наполеона. Плюс, они уже понимали, что победа за русскими и надо срочно бежать в лагерь победителя", - сказал Трусов, отметив, что это нормальная практика, которая имеет место в любой войне.