В редакцию газеты "Шахтер" обратился читатель с такой историей. После смерти его отца осталась приватизированная квартира. Наследником по завещанию является его брат. Однако, при вступлении в наследство брата нотариус заявил о необходимости явиться к нему обоим сыновьям покойного, поскольку они участвовали в приватизации наследуемой квартиры.
У читателя возник вопрос: для чего?
Нотариус Ирина Карышева разъяснила, что приватизированная квартира не всегда является собственностью одного человека.
Она напомнила, что договор приватизации квартиры с согласия проживавших в квартире членов семьи нанимателя оформлялся на одного из них. У квартиры, с юридической точки зрения, был один собственник, указанный в договоре приватизации как покупатель. "Но фактически возникала совместная собственность нескольких граждан — тех, чьи жилищная квота и денежные средства были использованы для оплаты стоимости приватизированной квартиры", — отметила Карышева.
Смерть участника общей совместной собственности является основанием для определения его доли.
В этом случае нотариус должен будет рассчитать доли, учитывая стоимость квартиры, суммы жилищных квот граждан и размер внесенных ими денег. Далее все участники приватизации и наследники умершего, указанного в договоре приватизации в качестве покупателя, заключат соглашение об определении долей.
На основании соглашения будут внесены изменения в Единый госрегистр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также зарегистрированы права на долю каждого участника соглашения.
"И вот после того, как будут определены доли собственности всех участников приватизации, нотариус сможет выдать наследникам свидетельство о праве на наследство. Соответственно, ваш брат получит в наследство не всю квартиру, а только долю умершего отца", — сказала нотариус.