В современном мире порезы и ссадины лечат антисептиками и ранозаживляющими средствами. А в Античности и Средние века использовали то, что было под рукой: заплесневелый хлеб, мед, вино, сало и… опарышей – личинок мясных мух, которых клали прямо в рану. Зачем так делали?

image8.jpgОпарыши, которые нашли применение в медицине

Личинки мясных мух питаются омертвевшими тканями, благодаря чему воспаленная рана очищается и заживает быстрее. Звучит зловеще, но опарыши не "откусывают" кожу, а выделяют в область раны пищеварительные соки, которые разжижают некротические ткани. И личинкам остается лишь всосать получившийся "бульон".

А побочным продуктом жизнедеятельности личинок является природный антибиотик – сератицин. Он активен в отношении множества бактерий, в том числе опасного золотистого стафилококка. Благодаря этому рана обеззараживается.

Зародившись еще в древности, личинкотерапия спасла немало жизней в период войн: Наполеоновских, русско-японской, Первой мировой. А сейчас она считается одним из перспективных направлений биохирургии и активно изучается учеными. 

Например, в 2016 году Ребекка Лингер и ее коллеги из США создали генно-модифицированных мясных мух, личинки которых вырабатывают эпидермальный фактор роста. Благодаря этому процесс заживления проблемных ран протекает еще быстрее.

Чем еще раньше лечили раны и используют ли эти методы до сих пор (как в случае с личинкотерапией), читайте в нашей статье.

Автор: Ирина Ивлиева