Когда самолет падает, шансов, как принято считать, почти нет. Но история гражданской авиации знает случаи, которые упрямо спорят с этой логикой. 23 декабря 1972 года в Андах спустя 73 дня после крушения самолета спасли 16 выживших.
После крушений люди побеждали смерть там, где это это практически невозможно: в ледяных горах без пищи, в непроходимых джунглях в одиночку, на воде. И эти истории вовсе не о везении (хотя и о нем тоже). Они о пределе человеческих возможностей.
Катастрофа рейса 571 в Андах: Выживание за гранью табу

В этот день полвека назад в Андах рухнул самолет с уругвайской регбийной командой. Через 73 дня после авиакатастрофы нашли 16 выживших. Всего на борту было 45 человек. Два с половиной месяца люди пытались обмануть смерть на высоте более 3500 метров, при морозах ниже −30 °C, без еды, связи и надежды на скорое спасение. Растительности не было, животного мира – тоже.
Выбор между жизнью и смертью оказался чудовищным и единственным возможным: выжившим пришлось есть тела погибших пассажиров. Позже многие из них скажут, что это было не актом отчаяния, а рациональным решением. Спасение пришло лишь в декабре, когда двое пассажиров пешком пересекли горы и вышли к людям.
Этот инцидент послужил источником вдохновения для нескольких фильмов, книг и телесериалов, от “Живых” 1993 года до “Желтых жакетов” на канале Showtime. Совсем недавний сериал “Общество снега” от Netflix рассказывает о тяжелых месяцах, проведенных на вершине горы.
Рейс 123 Japan Airlines – 12 августа 1985 года: Четыре человека из 520
Крупнейшая авиакатастрофа с участием одного самолета произошла в Японии летом 1985 года. Boeing 747 потерял управление и врезался в гору. Погибли 520 человек. Выжили только четверо – все они находились в хвостовой части лайнера.
Они пережили удар, ночь в горах и ожидание помощи. Расследование показало: их спасла редкая комбинация факторов – место в салоне, угол падения и то, что спасатели добрались до места раньше, чем предполагалось.
Рейс 232 United Airlines – 19 июля 1989 года: Катастрофа, где выжили более половины
Летом 1989 года у самолета DC-10 отказали все гидравлические системы – ситуация, которую авиация считала безнадежной. Пилоты управляли машиной, меняя тягу двигателей.
Посадка в Айове привела к разрушению лайнера, но из 296 человек выжили 185. Этот случай стал символом профессионализма экипажа и примером того, как коллективные действия спасают жизни даже в условиях почти полной потери управления.
Катастрофа в перуанских джунглях – 24 декабря 1971 года: Десять дней в одиночку
Самолет потерпел крушение над джунглями Амазонии в канун Рождества 1971 года. Выжила только 17-летняя Юлиана Кёпке. С переломом ключицы, без обуви и с минимальными запасами она десять дней шла через лес, ориентируясь по ручьям – так когда-то учил отец-биолог.
Она избегала хищников, питалась найденными растениями и в итоге вышла к людям. Эта история до сих пор считается одной из самых поразительных одиночных историй выживания XX века.
Посадка на Гудзон – 15 января 2009 года: Чудо, сделанное руками людей
После столкновения со стаей птиц у Airbus A320 над Нью-Йорком отказали оба двигателя. У экипажа были секунды на раздумья, и командир Чесли Салленбергер принял решение посадить самолет на реку Гудзон.
Все 155 человек выжили. Точный расчет, спокойствие экипажа и быстрая эвакуация превратили эту аварийную посадку в эталон того, как профессионализм спасает жизни.
Почему этим людям удалось выжить
Во всех этих историях повторяются одни и те же факторы: психологическая устойчивость, способность принимать тяжелые решения, навыки – от пилотирования до базового понимания природы – и взаимная поддержка. И, наконец, случай, который никто не может просчитать заранее. Кто-то называет это чудом, кто-то судьбой, а кто-то работой ангела-хранителя. В любом случае, шансы есть всегда.
Истории выживания после авиакатастроф изучают не только журналисты, но и психологи, спасатели и специалисты по кризисным ситуациям. Они помогают понять, как ведет себя человек на пределе возможностей – и почему иногда даже в самой безнадежной ситуации выживает.