Белорусский сценарист, драматург и режиссер Андрей Курейчик в Смартэфире рассказал о зависимости качества искусства от политической позиции, честности в отношениях творцов и правителей, а также порассуждал о зависимости числа ледовых арен и театров.
Вдохновение от власти и качество искусства
Курейчик заметил, что любое творчество предполагает свободу и во многих странах – вне зависимости от строя - художники оппозиционны власти. И вряд ли власть вообще на что-то вдохновляет, это не ее функция. "Вдохновляет не власть, а жизнь, опыт и переживания, эмоции насчет каких-то событий", - сказал драматург.
"Я считаю, что качество искусства не зависит от твоей политической позиции. Ты можешь быть очень оппозиционно настроенным и очень бездарным человеком, или ты можешь быть очень провластным, фанатичным сторонником той или иной политической власти, и быть гением при этом", - отметил Курейчик.
"Природа, когда наделяет этими всеми свойствами, она тебя не спрашивает, каких ты политических взглядов. Политические взгляды формируются по какой-то другой линии, совершенно отдельно от твоего таланта или дара, который тебе господь Бог, наверное, как-то выделил", - добавил он.
"И в том и в том лагере появляются таланты и гении. Были советские писатели, обласканные властью, был Блок и другие. Были режиссеры обласканные властью и был Мейерхольд", - дополнил Курейчик.
Люди с постоянными открытиями
Он также рассказал, что не осуждает людей, которые делают что-то по своему искреннему убеждению. "Я могу с ними спорить из-за взглядов и всего прочего. Но если человек искренен – это его право, быть искренним в любой ситуации. Вот кого я не уважаю – это тех, кто меняет свою позицию, исходя из конъюнктурной ситуации. Есть и такие талантливые люди. Талантливые, но вчера мы с коммунистами, сегодня с демократами, завтра еще с кем-то", - заметил Курейчик.
"Все время у них новые открытия. Как только к власти приходит новый человек с деньгами, который может поддержать – у него сразу открытие и любовь к этому. Я могу признавать талант таких людей но по-человечески для меня нет возможности их уважать", - сказал драматург.
Как деньги в культуре распределить?
"Мы скидываемся нашими налогами на оборону, потому что мы считаем, что важно оборонять наши границы, на правопорядок, на суды, чтоб было какое-то правосудие, на ту же власть – потому что мы не можем жить в хаосе, нам надо какой-то порядок иметь и какие-то правила жизни. И в том числе мы скидываемся на развитие нашей культуры и искусства. Потому что мы понимаем, что без интеллектуального и художественного развития и мышления общество деградирует ", - заметил Курейчик.
Когда речь идет о деньгах общественных, которые идут в бюджет из кармана каждого гражданина, то люди могут спрашивать об их использовании, считает Курейчик. А творцы, понимая запрос, имеют право говорить государству: "Вы знаете, мы непосредственно со зрителями ведем диалог. И зритель, он хочет сейчас вот такое искусство. И не вам, дорогой чиновник, определять это, а зрителю, который дал вам, дорогой чиновник, деньги на нас. И зритель, общество, должны понимать – сколько этих денег готово дать, насколько это важно".
"Я считаю, что художник не ведет диалог с властью – он ведет диалог со зрителем и читателем. И деньги, которые люди платят на культуру и искусство – это не деньги чиновников, а деньги этих самых зрителей, из этого надо исходить", - сказал Курейчик.
Творческие объединения
"Во всех странах творческие люди стараются собираться в гильдии и союзы. Другой вопрос - зачем? Западные истории - это больше похоже на профсоюз, где профессионалы собрались, чтобы выработать какие-то правила в индустрии и другие профессии заставить их уважать", - сказал Курейчик.
В СССР же объединения творцов профсоюзных функций, по его мнению, не выполняли. Они в большей степени занимались распределением господдержки. "А когда этой поддержки не стало - они не поняли, что делать дальше".
Куда нацелены люди у власти и при чем здесь ледовые дворцы
Стимул от государства творить сейчас передается очень небольшой, возможно, из-за "бедного времени", а "люди, которые у власти, просто не нацелены на культуру", считает драматург и режиссер Андрей Курейчик.
"Если мы говорим про Александра Григорьевича Лукашенко – сколько раз он был в театре и сколько раз он был на спортивных мероприятиях – то это будет не в пользу театра, мягко говоря. За 27 лет, если я не ошибаюсь, он был в театре два раза – в Купаловском театре", - отметил Курейчик.
"Это просто показывает приоритет. Я здесь не осуждаю – если не нравится, ты не обязан ходить куда тебе не нравится. Но это просто внутренний приоритет. И этот приоритет конечно формирует политику, - добавил драматург. - А у нас так как от слова президента зависит очень много, у нас построены десятки и десятки ледовых арен и не построено ни одного театра нового".
"Я сужу всегда по делам, по реальной ситуации. Реальная ситуация такова – в России лучше. Гораздо больше внимания уделяется культуре. Там и театры новые построены. И открываются новые театры и школа драматического искусства – другое отношение", - сказал белорусский сценарист.
Курейчик также ответил на вопрос о том, почему в период политической турбулентности из провластного лагеря так редко не возникают яркие творческие личности: "Там мало свободы просто. Там люди (я же общаюсь) – они ждут указки, что им написать. Вот я не жду никакой указки и не спрашивал ни у кого. Просто мне захотелось – я это выдал. А там люди под козырек – и ждут, можно ли мы то напишем или сё напишем и так далее – на таком уровне. И конечно, когда ты пишешь по указке, это не работает так хорошо".
Породил ли период протестов ярких творцов или еще недостаточно турбулентности?
"У нас турбулентности с перебором. А так хотелось бы, чтобы всего того ужаса и насилия, которые мы имели, их просто не было. Это незачем в Европе в двадцать первом веке. Мы ж не какая-нибудь там Танзания или Сомали", - заметил Курейчик.
Он добавил, что реакция у художников на эту политическую встряску есть и она острая. "И надо понимать эту эмоциональность. Я прекрасно понимаю эмоциональность купаловских актеров, многих художников, музыкантов. Я понимаю, потому что человек творческий - он по природе своей против насилия. В этом весь смысл искусства. Искусство - это гуманизм, выраженный в художественной форме", - сказал драматург.
Что такое белорусская нация?
Как считает Курейчик, нация - это граждане, взявшие ответственность за свою судьбу: "Это люди, которые принимают решения относительно своего будущего сами, а не ждут, что их кто-то куда-то поведет. Это люди, ответственные за независимость и суверенитет своей страны, за ее культурное развитие, за ее исторический выбор".
"Для меня понятие "нации" близко к понятию "гражданин", а "гражданин" близко к понятию "ответственность за свои собственные решения". Вот сообщество ответственных граждан это и есть нация", - подытожил драматург.