Вымирание динозавров могло сыграть ключевую роль в распространении и процветании винограда на Земле, пишет издание Popular Science со ссылкой на исследование американских ученых.

Те описали окаменелые семена винограда возрастом от 19 до 60 млн лет, найденные в 2022 году в Колумбии, Панаме и Перу, и раскрыли эволюцию этого растения.

Ученые выяснили, что предки винограда начали распространяться по миру примерно 65-66 млн лет назад в результате радикальных перемен в облике лесов, связанных с вымиранием динозавров.

"Известно, что крупные животные, такие как динозавры, изменяют окружающую их экосистему. Мы думаем, что если бы по лесу бродили крупные динозавры, они, вероятно, валили бы деревья, делая леса более открытыми, чем они есть сегодня", — отметила Моника Карвальо из Палеонтологического музея Мичиганского университета.

Без динозавров тропические леса, в том числе в Южной Америке, стали более густыми, а слои деревьев образовали подлесок и полог. Это создало подходящие условия для распространения ползучих и вьющихся растений, таких как лианы и виноград.

В 2022 году команда ученых обнаружила окаменелость виноградной косточки возрастом 60 млн лет в колумбийских Андах. Ученые смогли идентифицировать ее по форме, размеру и другим характеристикам, а также провели компьютерную томографию для изучения внутренней структуры. Окаменелость была названа Lithouva susmanii. Оказалось, что это самые древние окаменелости винограда, найденные в Южной Америке, и одни из старейших в мире.