В начале апреля Беларусь и Россия без особой помпы и фейерверков отметили 25-летие с подписания договора о создании Союзного государства. Многие, даже сторонники союза отмечают, что за это время сделано недостаточно, да еще и забюрократизировано донельзя. Председатель парламентского собрания союза Беларуси и России, глава комиссии по международным делам нижней палаты парламента Беларуси Андрей Савиных на это парирует, что плюсов много, и интеграцию надо продолжать.

Он заметил, что Союзное государство родилось как реакция в какой-то мере на развал СССР и серьезный экономический кризис, "как один из инструментов стабилизации национальной экономики как Беларуси, так и России".

"Но за эти годы оно превратилось во вполне конкретный политический и социальный институт, который очень серьезно, реально обеспечивает интересы Беларуси, и в какой-то мере Российской Федерации. И здесь оно полностью себя оправдало", - заявил Савиных в эфире Смартпресс.

"Является ли Союзное государство идеальным? Есть ли там проблемы – конечно. Но мы не прошли и трети того пути, который нужно пройти, причем как можно быстрее", - заметил Савиных.

Он привел в пример страны Европейского союза, которые работают вместе уже более 70 лет. "И мы сейчас всерьез рассуждаем, и даже их эксперты рассуждают, сохранится ли ЕС. Мы постоянно видим определенные диспропорции, напряженность во взаимоотношениях", - заметил парламентарий.

"Будут ли проблемы (у Беларуси и России – Смартпресс) - конечно будут. Но по мере поступления они будут решаться", - считает он.

Что Беларусь уже получила

Среди уже имеющихся плюсов от союза Савиных назвал совместную оборонную политику. "Основы этой политики начали формироваться еще до того, как было создано ОДКБ. И сегодня во многом мы можем говорить, что Беларусь находится в безопасной ситуации, исключаются любые формы силового вмешательства во внутренние дела страны", - заявил он. Кроме того, полагает он, совместная оборонная политика также "позволяет поддерживать на хорошем уровне боеспособность белорусской армии".

"Второй момент – это внешняя политика, когда Беларусь и Россия координируют свои позиции в большом количестве многосторонних институтов. Это и придает голосу Беларуси больший вес", - заметил он.

В социальной сфере он обратил внимание на возможность свободного трудоустройства белорусов в РФ и поступления с российские вузы.

Благодаря союзным программам "закладывается новая технологическая база, которая будет работать на обе страны", - считает парламентарий. "Свою технологическую базу в мире имеют в лучшем случае 5-6 даже не отдельных государств, а союзов государств", - отметил он. Среди перспективных программ депутат назвал создание суперкомпьютера, оборудования для выпуска изделий из новых материалов, спутников для дистанционного зондирования земли.

Касаясь экономики, Савиных отметил, что Россия сегодня является крупнейшим инвестиционным партнером Беларуси. В Беларуси создано 2,5 тыс. предприятий с участием российского капитала, в России - более 1 тыс. с белорусским. "Не буду оценивать, много это или мало, но движение идет", - заметил он.

Савиных также обратил внимание, что у крупных предприятий с созданием СГ сохранился доступ на значительно более емкий рынок, и это дало возможность для их дальнейшего развития.  

Он не согласился с мнением, что для малого и среднего бизнеса было сделано очень мало. "Возможности выхода на российский рынок из Беларуси и наоборот вполне приличные. Было бы желание", – заявил он, отметив, что благодаря форуму регионов были установлены прямые контакты с 80-ю российскими регионами.

Разделение труда и углубление интеграции

"Перед нами стоит задача создания общего рынка со своей системой разделения труда", - считает Савиных.

Принцип тут может быть очень простой, заметил он. "Если говорить о белорусских предприятиях – есть определенные "зоны экспертизы", где они занимают конкурентные позиции не только в России, но и мире", – заметил депутат. В качестве примера он привел создание в России СП предприятиями сельхозмашиностроения, БелАЗом, "Амкодором". "В результате мы создаем сборочные производства тракторов и других видов машиностроительной продукции в России, занимая определенную нишу", - обратил внимание он. С другой стороны, продолжил он, Беларусь могла бы предложить "соответствующие условия" и для российской стороны. "На мой взгляд, это надо делать, здесь мы отстаем. Это хорошая задача на ближайшее будущее", - сказал он.

Савиных также полагает, что в предприятиях, которые используют российское сырье, "вполне может быть определенная доля собственности в уставном капитале у российских партнеров".

Возможно и скорое подписание "дорожных карт" по интеграции. Посол Беларуси в России Владимир Семашко предполагает, что окончательно согласованы они могут быть в течение месяца-двух.

"Они гармонизируют регуляторную и законодательную среду в различных отраслях экономики. Для того, чтобы еще раз сблизить позиции, и продвинуться к созданию общего рынка, без каких-либо изъятий, ограничений, с равными условиями хозяйствования для любых компаний, независимо от того, российские они или белорусские", - считает Савиных.   

В принципе, продолжил он, "в определенном смысле мы конкурируем на более продвинутом этапе с Евразийским экономическим союзом". Он полагает, что "эти два процесса на каком-то этапе консолидации должны будут слиться".

"Но опять же, я считаю, что такое двусторонне взаимодействие позволит скорее войти в ядро макрорегиона, евразийского, задача создания которого является стратегической", - заявил Савиных.

Причем тут геополитика

Савиных отметил, что сейчас в мире происходят "очень интересные процессы". "Глобальный проект единой финансовой системы, единых правил для всех с одним гегемоном в центре, рушится на глазах", - заявил он. По его мнению, речь идет о ближайших нескольких годах.

"Попытка глобальной финансовой революции под эгидой транснациональных компаний проваливается. В результате мир выходит на многополярную систему, где каждые группы государств должны будут формировать собственный экономический рынок, собственный политический порядок, собственную валютную систему", - сказал он.

Савиных считает, что "как раз формирование Союзного государства, его развитие в конечном итоге может стать тем процессом, которое сформирует одну из основ для создания нового макрорегиона, евразийского союза".