Премьер-министр Беларуси Роман Головченко в конце марта, посещая киностудию "Беларусьфильм", заявил, что правительство финансово поддерживает кинопроизводство, однако результатов все нет. Кроме того, он поинтересовался, когда все-таки у нас в стране сделают кино, которое станет хитом или блокбастером.

Доцент кафедры телевидения и радиовещания журфака БГУ, бывший главный редактор киностудии "Беларусьфильм" Наталья Стежко рассказала Смартпресс, с чем необходимо разобраться, прежде чем говорить о производстве каких-то кассовых кинолент.

кинотеатр.jpg

Что такое блокбастер

По словам Стежко, в первую очередь надо понимать, что блокбастер – это большие финансовые вложения в производство фильма. Кроме того, обязательно в съемках должны быть задействованы звезды первой величины.

А что происходит в Беларуси? Эксперт пояснила, что национальной киностудии всегда выделяли очень скромные бюджеты. Например, когда она работала главредом (в 2007-2011 годах), это было что-то порядка $1 млн - максимум. В принципе, и так крайне скромно, а если учесть, что только 60% этой суммы шло непосредственно на фильм (все остальное – на общестудийные расходы, содержание всех служб и т.д.), то очевидно, что никаким блокбастером здесь и не пахнет.

 

Со сценариями тоже все не очень радужно

На деньгах проблемы нашего кино не заканчиваются, отмечает специалист. Есть дефицит и в хороших сценариях, конечно, с оговоркой, что "это везде так". Но мы же понимаем, что "везде" все-таки как-то умудряются нет-нет да и выпустить что-то такое, чему удается впечатлить зрителя. У нас же полный штиль.

Иногда, по словам Стежко, бывает так, что сценарий есть, режиссеры готовы собрать достойный каст, но снова все упирается в деньги или в организацию кинопроизводства. Например, так было с фильмом про витебский период художника Марка Шагала. Бывший главред "Беларусьфильма" рассказала, что у фильма был зарубежный спонсор - белорус, живущий в Лондоне, который готов был финансировать привлечения к съемкам звёзд первой величины, в частности, голливудского актера Джонни Деппа на роль Шагала. 

Где наши звезды?

Пожалуй, вопрос, каких белорусских актеров вы знаете, может поставить в тупик большое количество людей. Но Стежко утверждает, что они все-таки есть (фамилии, к слову, так и не прозвучали), более того, эксперт говорит, что уровень мастерства у наших воспитанников на довольно хорошем уровне. Другое дело, что пиара нет никакого. Вот и работают потенциальные звезды кино на вторых и третьих ролях за границей (на первые роли не пустят, потому что в каждой стране есть свои, которых нужно раскручивать) или служат в театрах.

Бизнес и кино

Можно сказать, что вот в других сравнительно небольших государствах  - Нидерландах, Португалии, Литве - получается же снимать свои фильмы и они неплохие ("Дом Духов" – 7.7 на "Кинопоиске", "Догвилль" – 7.9. на "Кинопоиске" и т.п.). Стежко объясняет это тем, что у нас киноиндустрия – это государственная история. А в той же Европе – это, как правило, сопродакшн. Т.е. несколько стран объединяются. У нас зачастую к этому не прибегают. Зато, по словам эксперта, любят проводить конкурсы. Смысла в этом, по ее мнению,  никакого. Гораздо эффективнее было бы просто собрать всех режиссеров (их у нас не так много, но они есть) и узнать, какой сценарий у каждого припрятан “для лучших времен”. Ведь даже режиссеры, зарабатывающие в России съемками сериалов, мечтают о фестивальном кино и готовы в него вкладываться. 

Прокат потеряли, маркетинг мертв

Стежко считает, что Беларусь потеряла свой кинопрокат, а завоевать соседский не получится по той простой причине, что этот рынок давно поделен. В любой стране СНГ, в том числе и в России, отечественному кино крайне непросто выдержать конкуренцию с Западом. Добровольно пускать еще кого-то, кто пусть и с малой долей вероятности, но все-таки претендует на сборы, никто точно не будет.

Успех того же Голливуда, отмечает Стежко, заключается также в том, что на самой первой стадии съемок, уже, как правило, начинаются переговоры с прокатчиками и ясно, кто, где и за сколько покажет фильм. У нас такого подхода нет и близко.

Детское кино и анимация

Что касается детского кино, то оно, считает эксперт, очень востребовано во всем мире. Причина в том, что его никто не снимает, а аудитория, которой такое бы пришлось по душе, есть. Как правило, это дети, которые уже перестали смотреть мультики, но еще не готовы воспринимать "взрослое" кино.

К сожалению, картины типа советского "Буратино", "Беларусьфильм" больше не производит. Сценариев просто нет.

Кстати, оказывается, Беларусь потенциально может сделать свою компанию "Дисней". Конечно, это сильное преувеличение, но Стежко говорит, что "Беларусьфильм" умеет производить "великолепную анимацию". Но вот насладиться шедеврами получится только у самых удачливых. Отечественные мультфильмы можно поймать в передаче "Калыханка", но для этого нужно еще постараться подловить нужный выпуск.

Секрет успеха хорошего фильма

Стежко уверена, что для того, чтобы сделать качественное кино, достаточно иметь внятную историю, построенную по принципу: герой – цель – препятствие, хороший каст актеров и сделать достойную картинку. При этом жанр, например, абсолютно не важен.

Путь "Беларусьфильма"

Что будет с "Беларусьфильмом" сказать трудно. По словам Стежко, сейчас там нет даже главного редактора. А, между прочим, этот человек фактически занимается всем: и ищет, правит сценарии, и утверждает их, и подбирает актеров, и ищет режиссеров и т.п. Как без такого специалиста обходится киностудия совершенно непонятно.

Эксперт считает, что вообще, нужно не стремиться сразу снять хит, а хотя бы определиться с тем, для кого будем работать, на какую аудиторию рассчитывать. Для этого нужно изучить рынок. Может ведь оказаться, что у нас все ждут "про любовь", а мы будем им выдавать очередных, условно, "партизанов". А может быть вообще стоит полностью переквалифицироваться и пойти по пути Голливуда, сделав "Беларусьфильм" площадкой для съемок, которой может воспользоваться каждый режиссер, заплатив N-ю сумму.

Но к такой популярности кино, какая была в советский период, нам, считает эксперт, уже не вернуться. "От одного ушли, к другому не пришли, а блокбастер давай", прокомментировала она слова премьера. 

Топ белорусских фильмов

Топ белорусских фильмов за последние несколько лет, по версии экс-главреда "Беларусьфильма":

  • "Волки" – Александра Колбышева (драма);

  • "Масакра" – Андрея Кудиенко (мистика);

  • "Купала" – Владимира Янковского (байопик).