Тренд на экологичность продолжает распространяться на все сферы жизни общества. Машиностроение не стало исключением. Электробусы и электромобили на дорогах городов уже мало кого удивляют. При этом подавляющее большинство специальной техники все еще работает, что называется "по старинке". Белорусское предприятие "АМКОДОР" решило изменить ситуацию и разработало литий-ионный аккумулятор. Пока он "обкатывается" в серийном вилочном погрузчике Е16, но в планах - расширить применение и в других видах продукции.
Что не так со старой батареей
Сейчас складская техника преимущественно работает на свинцово-кислотных батареях, это плохо, хотя бы потому что:
- В качестве электролита используется раствор серной кислоты. При зарядке это провоцирует появление едкого запаха, а также выделение взрывоопасного газа.
- Это очень капризные батареи. Срок службы может очень сильно сократиться, как только хотя бы минимально снизится контроль за ее функционированием. А следить нужно за многим: и условия хранения, и уровень, а также плотность электролита, и температура при использовании и т.п.
- Заряжается она очень долго – минимум 7,5 – 8 часов. Причем начинать зарядку можно только после полной разрядки.
- В любом месте такую батарею заряжать нельзя, необходимо оборудовать специальную комнату с вентиляцией.
- Крайне низкий КПД - 80% энергии идет технике, остальное в виде тепла просто улетучивается.
А чем хороша новая
С литий-ионными батареями знакомы, пожалуй, все. Именно они установлены в мобильных телефонах. Так вот, все преимущества использования такого аккумулятора будут актуальны и для спецтехники. Это и возможность производить зарядку (в 3-7 раз быстрее, чем в случае со свинцовыми батареями) тогда, когда вам нужно. И не важно, сколько там энергии потрачено. Опять же, никаких специальных помещений не нужно. Достаточно лишь розетки.
Работают литий-ионные батареи более длительное время – до 8 часов, а то и больше, если периодически ставить на подзарядку.
Аккумулятор находится в прочном металлическом корпусе, что защищает его от ударов, механических повреждений и обеспечивает пожарную безопасность.
Литий-ионная батарея дороже, какой смысл ее внедрять?
Да, литий-ионная батарея дороже, чем свинцово-кислотная. Но эта разница, по словам специалистов "АМКОДОРа" будет покрыта буквально за 2,5 года. Все дело в том, что:
- Такой аккумулятор прослужит дольше. Пока работает одна литий-ионная батарея, из строя выйдут минимум две свинцово-кислотные.
- Нет никаких дополнительных расходов на обслуживание.
- Эти батареи не требуют особых навыков в использовании (все умеют вставлять вилку в розетку, дополнительное обучение персонала не требуется).
- Не нужно строить/ оборудовать дополнительные "зарядные помещения".
- Сокращаются расходы на электроэнергию (помним про КПД).
- Литий-ионные аккумуляторы не выделяют токсичных веществ.
- Литий-ионные батареи весят гораздо меньше, чем свинцово-кислотные.
- В конце концов, это технология будущего.
Обкатка и дальнейшее внедрение
Сейчас на "АМКОДОРе" проводят испытания нового типа батареи в вилочном погрузчике Е16. Надо сказать, что изначально у потребителей не было запроса на такое новшество. Фактически, компания сработала на опережение. Однако, по словам инженера-конструктора Андрея Войтика, покупатели довольно быстро оценили все плюсы и уже активно интересуются возможностью использовать технику с новыми аккумуляторами в своей работе.
Говоря о проблемах с внедрением, Войтик отметил, что, например, в случае с погрузчиком батарея играет также роль противовеса. Как только ее заменили на более легкий вариант, пришлось решать вопрос с дополнительным балластом, который требуется уместить в уже имеющееся посадочное место. Но с этой трудностью справились.
Пока, по словам представителя компании, перед "АМКОДОРом" стоит задача оборудовать литий-ионными аккумуляторами всю линейку погрузчиков. В перспективе же - использование на других типах техники, в том числе и экспортной.
Кстати, хорошая новость для тех, кто уже пользуется погрузчиками "АМКОДОР", компания планирует прийти к тому, чтобы уже имеющуюся технику можно было переоборудовать батареями нового типа с минимальными изменениями в конструкции, а в идеале и вообще без них.