С октября этого года авиакомпания "Белавиа" начнет вести собственный "черный список" неблагонадежных пассажиров, которым вправе будет отказать в продаже билетов на самолет. Республиканский союз туриндустрии (РСТИ) рассказывает, на каких основаниях будет приниматься решение о включении в реестр и как из него потом выйти.
Представители "Белавиа" сообщили РСТИ, что о реестре впервые задумались в 2021 году после того, как на рейсе Минск-Анталья пассажир с кулаками набросился на бортпроводника. До этого он развязал конфликт с другими пассажирами, весь полет вел себя агрессивно, не реагировал на замечания членов экипажа. Турецкая полиция задержала нападавшего. Процесс дачи показаний и медосвидетельствования привел к задержке рейса и дополнительным расходам авиакомпании. Несмотря на это, на следующий день дебошира освободили, он продолжил свой отпуск и вернулся домой на борту "Белавиа".
Подобный случай произошел в том же году в Египте.
"У нас не было законного права отказать таким пассажирам в продаже билетов. Мы фиксировали факт его правонарушения на борту, передавали в руки правоохранителей, а о дальнейшей судьбе - арестовали его или отпустили - нам ничего не было известно. Теперь же, когда принимаются решения относительно таких инцидентов, правоохранительные органы будут нам сообщать о них, и мы имеем право отказывать этим пассажирам в продаже билетов, пока они не будут исключены из базы правонарушителей", - отметил начальник службы авиационной безопасности Сергей Павлюков.
Только за прошлый год в авиакомпании зафиксировали порядка 30 случаев нарушения правил поведения на борту, хулиганства и прочих недопустимых действий, которые создавали угрозу безопасности полета. Сейчас - это 100% шанс стать персоной нон грата для авиакомпании.
Кто принимает решение о включении в реестр авиадебоширов
"Антипатия бортпроводника или всего экипажа к конкретному пассажиру не должна быть основанием для его попадания в "черные списки". Вина воздушного хулигана должна быть зафиксирована правоохранительными органами. Только на основании документа о правонарушении (приговор суда или постановление о наложении административного взыскания) может ставиться вопрос о внесении человека в реестр", - пояснил Павлюков.
Кому откажут в продаже билета
Заместитель начальника управления правовой, кадровой работы и документационного обеспечения Департамента по авиации Андрей Бондарев пояснил, что согласно статье 100-1 Воздушного кодекса РБ перевозчик может отказать в продаже билетов тем пассажирам, которые совершили на борту хулиганские действия, угрожали безопасности полета, оскорбительно приставали к гражданам или не подчинялись распоряжениям командира воздушного судна. Не говоря уже о случаях угона либо захвата воздушного судна, или ложного сообщения об опасности.
Если человек был привлечен к ответственности, информация об этом передается авиакомпании. На этом основании авиадебошира внесут в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена. Авиакомпания пришлет пассажиру об этом письменное уведомление.
Как пояснил Бондарев, пассажиры, попавшие в реестр, смогут воспользоваться услугами авиакомпании только в определённых ситуациях, например, при возвращении в страну из-за границы, если нет других вариантов транспортного сообщения, или если перелет связан с получением медицинской помощи или похоронами близкого человека. Все эти случаи должны быть подтверждены документами.
Однако им будет отказано в покупке билета на авиарейс для обычных поездок, например, в командировку или отпуск.
При этом перевозчики не могут обмениваться данными о лицах из “черного списка” в целях соблюдения законодательства о защите персональных данных. То есть, человек, попавший в реестр одной авиакомпании, может пользоваться услугами других.
Как выйти из “черного списка”
Пассажир исключается из реестра только после снятия судимости и исключения из единого государственного банка данных о правонарушениях. До этого срока он не сможет приобрести билет на самолет.
Для того, чтобы выйти из “черного списка”, пассажир должен предоставить в авиакомпанию выписку из базы данных о правонарушениях, что его там больше нет. После этого перевозчик исключит пассажира из реестра в течение трех рабочих дней. То есть даже если было просто административное взыскание и штраф уже оплачен, автоматического выхода из “черного списка” не предусматривается.
Как борются с авиадебоширами в других странах
Российские авиакомпании уже пять лет могут законно вести собственные черные списки пассажиров, нарушивших правила поведения на борту. Эта практика была легализована в 2018 году с внесением поправок в Воздушный кодекс РФ. С этого момента авиакомпании могут отказывать в покупке билетов пассажирам в течение года и включать их в "черные списки", а с сентября 2022 года экипажи могут применять к дебоширам спецсредства, включая пластиковые наручники и нейлоновые ремни.
Попавшие в список "нежелательных пассажиров" азербайджанских авиалиний, не смогут воспользоваться услугами авиакомпании AZAL в течение одного года. Основные причины занесения в список: грубое и систематическое нарушение правил авиакомпании и авиационной безопасности, в том числе курение в самолете, использование мобильных телефонов в полете и другие противоправные действия.
В Китае дебоширам запрещают пользоваться услугами всех национальных авиаперевозчиков на пять лет. В Италии нападение на члена экипажа влечет лишение свободы на три года, а в CШA — до 20 лет.