С 1 января 2024 года в Беларуси у плательщиков обязательных страховых взносов появилась возможность работать в "Личном кабинете плательщика взносов" на портале ФСЗН без электронной цифровой подписи (ЭЦП) и без личного посещения фонда.
Об этом сообщила управляющая Фондом социальной защиты населения Министерства труда и соцзащиты Юлия Бердникова на пресс-конференции в Минске в среду.
Нововведение предусмотрено постановлением правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты №16 от 12 декабря 2023 года.
Зачем нужен "Личный кабинет плательщика взносов"?
Нововведение затронет две категории плательщиков обязательных страховых взносов.
Одна — это работодатели со среднесписочной численностью работников до 5 человек.
Другая категория — физлица, самостоятельно уплачивающие взносы в бюджет фонда. По состоянию на 1 октября прошлого года их было 428 тысяч. Большинство из таких плательщиков (78%) — это индивидуальные предприниматели, еще 21% — плательщики налога на профессиональный доход. Остальные — нотариусы, адвокаты и другие физлица.
До появления "Личного кабинета плательщиков" им нужно было предоставлять документы в ФСЗН на бумажном носителе или дублировать на бумаге при отсутствии ЭЦП.
На сегодня существует два вида кабинета плательщиков. Традиционный для тех, у кого есть электронная подпись. И второй, новый, — для плательщиков без ЭЦП с среднесписочным количеством работников до 5 человек.
"Около 23 тысяч плательщиков, которые ранее подавали отчеты на бумаге, это в основном товарищества собственников, гаражные кооперативы, ЖСПК и т.д. С началом пользования "Личным кабинетом плательщиков взносов" для них, как и для ИП, первый отчетный квартал будет переходным периодом. Им нужно зарегистрировать "Личный кабинет плательщиков" на свою организацию. Для этого придется посетить орган фонда, но один раз. После регистрации больше ходить в ФСЗН не нужно", — пояснила управляющая фондом.
Какие задачи позволяет реализовать "Личный кабинет плательщиков"?
Первое — это подача отчетов и документов персонифицированного учета в орган фонда и просмотр результатов их приема.
"В целом в год в органы ФСЗН предоставляется более 28 млн документов. С 1 апреля, когда закончится переходный период, эти документы будут поступать только в цифровом формате", — отметила Бердникова.
Второе и третье — возможность пользоваться 16 справочно-информационными сервисами ФСЗН и 12 информационными витринами данных. Это позволяет как запрашивать данные из фонда, так и получать их в пассивном режиме. Например, информацию об ошибке или некорректно введенных сведениях на личных счетах, о задолженностях и т.д..
Четвертое — возможность для работодателя мониторить ситуацию по выплаченным из бюджета фонда пособиям.
Пятое — это механизм обмена данными для назначения пособий по временной нетрудоспособности (беременности и родам) — с 1 июля 2024 года.
Шестое — возможность вести электронный документооборот: получать и отправлять точечные уведомления, сообщения, письма, извещения и другое.
По словам представительницы ФСЗН, в системе государственного социального страхования республики сегодня зарегистрировано около 600 тысяч плательщиков обязательных страховых взносов, из них работодателей — около 250 тысяч. Основная масса работодателей (71%) имеет штат до 15 человек.
По существующим правилам, в бюджет ФСЗН работодатель за каждого работника платит 34% от начисленной заработной платы, работник — 1% от начисленной зарплаты.
"По итогам прошлого года доходная часть фонда составила порядка 25 млрд рублей. Почти все эти средства расходуются по двух основным направлениям: 21% идет на выплату пособий, 78% — пенсий", — пояснила Бердникова.