В 2023 году сфера онлайн-торговли в Беларуси переживает настоящий бум. По прогнозам Statista, рынок цифровой коммерции вырастет на 13%, а количество пользователей уже к 2027 году достигнет только в нашей стране 4,5 млн человек. Стремительно увеличивается популярность маркетплейсов. Многие местные продавцы уже зарегистрировались на площадках и за счет этого расширили свой бизнес, а некоторые все еще думают. Ozon провел исследование и собрал наиболее распространенные мифы по этому поводу.
Миф №1. "Я не юрист, могу чего-то не знать, лучше подожду пока и изучу закон"
Можно бесконечно читать нормативно-правовые акты, но лучше уяснить для себя обязательные моменты и все же начать продавать в Сети. К тому же требования к онлайн-торговле не сильно отличаются от тех, что действуют в отношении розничных магазинов. Здесь точно так же нужно указывать необходимые сведения о себе, производителе товара, гарантийном сроке, условиях возврата и т.д.
Алгоритмы Ozon настроены таким образом, что если есть обязательные данные, то без заполнения этих полей не получится создать карточку товара и начать продажи. Тем самым площадка помогает продавцам и снижает возможные риски.
Однако есть товары, которые нельзя продавать в Интернете. Но даже в обычном магазине на их реализацию накладываются определенные ограничения. Это табачные изделия, алкоголь, пиротехника, лекарства, ветеринарные препараты, украшения и некоторые другие. Даже при большом желании Ozon не даст завести карточки на эти позиции. Но это в основном вещи, для продажи которых даже в стационарных магазинах нужно особое разрешение. При этом существует множество иных позиций, которые можно реализовывать на маркетплейсах. Их очень много — от косметики и одежды до бытовой техники.
Миф №2. "Открою юрлицо, а окажется, что организационно-правовая форма не та"
Зарегистрироваться на Ozon может юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (ИП). По большому счету здесь идет речь об ИП и обществах с ограниченной ответственностью (ООО), а все определяется далеко идущими планами и масштабностью бизнеса.
Так, ИП подойдет для тех, кто делает первые шаги в e-commerce. Дело в том, что такое юрлицо не может иметь подразделений, привлекать больше трех наемных сотрудников, а зарегистрировать его можно по месту прописки. При этом в Минской области оформить ИП нельзя, сделать это получится лишь в других регионах.
С ООО возможностей в плане привлечения сотрудников и открытия филиалов гораздо больше. Здесь могут появиться учредители, в роли которых выступают инвесторы. Все тонкости прописываются в уставе, а ограничений по месту регистрации нет. Такая форма подойдет для более крупного бизнеса.
Однако даже если открыть ИП, а дело со временем перестанет умещаться в отведенных ему законом рамках, всегда можно зарегистрировать ООО.
Миф №3. "Международная торговля подразумевает двойную уплату налогов"
Выход на Ozon открывает для продавцов не только аудиторию из местных покупателей, но и дает доступ ко всем 42 млн активных пользователей, в том числе из России. На сегодняшний день для белорусских предпринимателей, продающих товары на площадке физическим лицам за рубежом, проблема двойного налогообложения НДС отсутствует, это не более чем миф.
Миф №4. "Я буду отправлять товары в Россию, их вернут, и они будут ездить туда и обратно"
Своим продавцам Ozon предоставляет на выбор несколько схем доставки и размещения товаров. Не всегда они размещены на складе только у продавца. Часто хранятся на складе маркетплейса, и их отправкой занимаются сотрудники площадки.
Понятно, что есть вещи, которые могут не подойти. Если вы выбрали схему работы, когда маркетплейс обеспечивает размещение и отвечает за доставку товаров, вам не вернут их обратно при возврате, а разместят в ближайшем логистическом центре Ozon. Как только это случится, они снова станут доступны для продажи, так что “ездить туда и обратно” им не придется.
Миф №5. "Онлайн-торговля — это всегда большое количество жалоб и не только от реальных людей"
Отзывы к товару на Ozon могут оставлять лишь те, кто его реально купил. Если заказа не было, система просто не даст что-то написать в карточке. Защита от недовольства покупателей проста — нужно стараться передавать вещь в исправном состоянии и качества, соответствующего указанному.
Более того, товары с большим количеством положительных отзывов получают высокий рейтинг и продвигаются площадкой в поисковой выдаче. Тем самым маркетплейс помогает добросовестным продавцам в развитии бизнеса.
Разобраться в особенностях онлайн-торговли и методах продвижения товаров можно при помощи Базы знаний и Университета Ozon. Здесь собраны все необходимые сведения для предпринимателей. Можно просто почитать, либо пройти учебный курс, принять участие в вебинаре, посмотреть видео и вдохновиться примером успешных коллег или задать вопрос экспертам. Узнать подробнее и зарегистрироваться на площадке можно по ссылке.
*На правах рекламы