Белорусские бердвотчеры заметили на Минском море птицу с признаками белошейной гагары – вида, который ни разу не регистрировался в нашей стране. Птица запуталась в леске, для спасения потребовались долгие бюрократические процедуры, пройти которые не успели – гагара погибла.

гагара1.pngБелошейная или чернозобая? Фото: Инна Субботина


О появлении в Беларуси птицы с признаками белошейной гагары мы узнали от фотографов дикой природы, чьи работы появляются и в наших публикациях. Первой на птицу обратила внимание Инна Субботина.

– Это произошло 4 ноября, когда я приехала на Минское море поснимать залетную чайку – моевку. Заметив молодую гагару, обратила внимание на ее отличительные признаки от чернозобой гагары, которая гнездится в Витебской области и набирается сил на Минском море перед миграцией. Не исключено, что к нам залетела белошейная гагара, которая живет на Чукотке и Северной Америке, в Беларуси не регистрировалась. Поделилась информацией с бердвотчерами, начали ездить снимать птицу и довольно скоро обратили внимание на ухудшение ее состояния – птица стала намокать. Это, вероятнее всего, из-за того, что она не могла дотянуться из-за лески до кобчиковой железы и смазывать перо секретом. В холодное время это может привести к гибели, – рассказывает Инна Субботина.

Выяснилось, что птица запуталась в леске, в оперении мог оказаться и крючок. Любители дикой природы забили тревогу.

гагара.pngНа фото видна леска, в которой запуталась птица. Фото: Инна Субботина

– О проблеме сообщила в инспекцию природных ресурсов и охраны окружающей среды Минского района – ведомство, которое отвечает за животный мир и обязано помогать любому живому существу, попавшему в беду. Мне сообщили, что для изъятия птицы необходимо собрать комиссию, но срочности в этом нет - "может, ей станет лучше". Путем уговоров согласились приехать, если птица на месте и еще жива. Сегодня, 21 ноября, я поехала на Минское море и увидела тушку гагары в воде – она погибла, по моему мнению – от переохлаждения, – рассказывает Инна Субботина.

гагара2.pngСпасти не удалось… Фото: Инна Субботина

Наша собеседница отвезла птицу специалистам НАН Беларуси, которые установят отчего погибла и к какому именно виду относится гагара. Для этого понадобится несколько дней.

– Предполагаю, что птица погибла от переохлаждения, но шансов на выживание, скорее всего, и не было: как оказалось, леска заглочена глубоко. Что на ее конце – крючок, блесна или воблер, станет известно после вскрытия, – говорит Инна Субботина.

Пока вопрос исследуется, мы попросили о комментарии орнитолога Александра Винчевского.

– О появлении на Минском море птицы с признаками белошейной гагары знают не только белорусские орнитологи, но и их зарубежные коллеги, к которым обращались за консультацией – это может оказаться событием для Беларуси. Вид выделен в отдельный 38 лет назад и ни разу не регистрировался в нашей стране. Редко он появляется и в Европе – пути миграции из Чукотки, где гнездится птица, пролегают мимо. Если ученые подтвердят, что у нас оказалась белошейная гагара, это будет первая регистрация в Беларуси, – говорит Александр Винчевский.

гагара4.pngЧернозобая гагара в брачном пере. Фото: Инна Субботина

Бюрократические процедуры, не позволившие спасти птицу, Александр Винчевский связывает с необходимостью защиты дикой природы от браконьеров.

– Для изъятия из дикой природы птицы или животного, которые нуждаются в помощи, необходимо получить разрешение инспекции Минприроды. Процедура долгая – на легализацию изъятого раненого козодоя я потратил около 2 месяцев. Принимались такие правила, чтобы защитить животных от браконьеров, – говорит Александр Винчевский.

В качестве примера наш собеседник приводит лиц, которые ловят ежей или соек, а после изготавливают из них чучела для продажи. По словам нашего собеседника, ужесточение правил изменило ситуацию, теперь изъять животных для собственных нужд стало сложнее.

– Ежей изымали сотнями. Чтобы воспрепятствовать такой деятельности, и введено требование разрешения изъятия. Оно распространяется практически на всех представителей зверей и птиц, за исключением 35 видов, которых можно без разрешения изымать для содержания живыми в неволе, не считая тех, на которых разрешена охота – рассказывает орнитолог.

Изымать без разрешения позволено такие виды, как галка, грач, ворон, мыши, полевки, лесная соня, воробьи, снегирь и некоторые другие.