ОАО "Беларуськалий" требует через арбитражный суд Литвы возместить убытки в размере 1 млрд евро, понесенные из-за расторжения договора на перевозку белорусских калийных удобрений Литовской железной дорогой (LTG). Совладелец клайпедского терминала сыпучих грузов Biriu kroviniu terminalas (БКТ) Игорь Удовицкий считает, что у "Беларуськалия" есть шансы выиграть это дело.
"Никакое решение правительства Литвы не отменяет обязательств по международным соглашениям Литвы, ссылки на интересы национальной безопасности также не являются исключением. Никакие санкционные регламенты Евросоюза не распространяются на объекты инвестиций, защищенные соответствующим инвестиционным соглашением, так как это прямо противоречит Договору о функционировании ЕС", - написал Удовицкий в Facebook, сославшись на соответствующие статьи законодательства.
Он считает, что Литва не имела законного права запрещать транзит "Беларуськалия", расторгать договор транспортировки, являющийся самостоятельным объектом инвестиций и прекращать доступ к терминалу БКТ, тем самым влияя на долгосрочный договор Беларуськалий-БКТ, срок действия которого был до 2066 года.
"Санкции ЕС не распространяются на деятельность предприятий, обеспечивающих функционирование инвестиции Беларуськалия, Литва обязана применять исключения из санкций в соответствии с Договором о функционировании ЕС", - отметил Удовицкий. "Есть обширная судебная практика судов ЕС, которая, являясь преюдицией - то есть обязующей юридической нормой, сама по себе уже установила ответственность Литвы - теперь еще и за нарушение сформировавшейся практики Европейского суда", - добавил он.
Удовицкий также обратил внимание, что летом 2022 года Литва (то есть уже после начала российской "спецоперации" в Украине) сняла санкции со всех российских удобрений. Это позволило "Уралкалию", прямому конкуренту "Беларуськалия", по итогам прошлого года войти в 30 крупнейших налогоплательщиков России. "В то же время сама Литва потеряла сотни миллионов евро доходов от транзита калия и тысячи рабочих мест", - отметил он.
Напомним, транзит удобрений "Беларуськалия" - примерно по 11 млн тонн в год - от границы с Беларусью до Клайпедского порта осуществлялся более десяти лет. Он прекратился 1 февраля 2022 года во исполнение вступивших в силу 9 декабря прошлого года санкций США против "Беларуськалия".
Литовское правительство предписало LTG расторгнуть долгосрочный договор с "Беларуськалием" на основании того, что он не соответствует интересам безопасности страны.
Ранее "Беларуськалий" оспаривал это решение в Вильнюсском окружном административном суде, но проиграл. Впоследствии аналогичное решение вынес Высший административный суд Литвы.
На этой неделе литовские СМИ сообщили, что "Беларуськалий" начал инвестиционный арбитражный процесс против Литвы. Предприятие требует возместить убытки на сумму около 1 млрд евро без учета процентов и судебных издержек.